ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ", "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР", "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 11 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ", "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС
РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ", "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РСФСР", "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 11
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О МИЛИЦИИ"
(в части предотвращения насилия в семье)
Насилие в России приобретает угрожающие масштабы. Особенно серьезной представляется проблема роста насилия в различных его формах (физическое, психическое, сексуальное) в семье. Насилие в семье как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Жертвами насилия в семье чаще всего становятся женщины, дети, престарелые родители.
В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, ни в бывшем Советском Союзе, ни в современной России не было и нет официальной статистики по вопросам насилия в семье.
По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные конфликты.
По данным МВД России, в период с 1994 года по 1996 год число преступлений, по которым потерпевшими являлись женщины, возросло на 7,9 процента и составило 610 тыс. против 565 тыс. в 1994 году. Доля преступлений, совершенных из-за ревности, ссор и других бытовых причин, возросла с 7 процентов в 1994 году до 12,9 процента в 1996 году.
Данные социологических опросов показывают, что 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможность раскрыть преступление, наказать виновного, а также из-за полной незащищенности и, как правило, материальной и иной зависимости жертвы от истязателя.
Что касается детей - жертв насилия в семье, то они находятся еще и в правовой зависимости от тех, кто совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы.
Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для многих из этих детей исходом становится смерть. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.
По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6 - 7 лет; 60 - 70 процентов таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами "пьяной педагогики", которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям.
Нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих детей, совместно с ними употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества.
Не изжиты еще факты насилия в отношении детей в дошкольных и образовательных учреждениях со стороны педагогического и обслуживающего персонала. В домах ребенка, детских домах, интернатных и других аналогичных учреждениях дети полностью зависят от любого взрослого, а не только должностного лица.
Однако несмотря на установление в новом Уголовном кодексе уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми, вопросы квалификации действий родителей, учителей, воспитателей и других лиц, допускающих такое обращение с детьми, противоречиво решаются в следственной и судебной практике ввиду нечеткости формулировки статьи 156 УК РФ. Особенно незащищенными оказываются малолетние, дети, оставшиеся без попечения родителей, страдающие психическими и физическими недостатками. Более того, дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ) и о побоях (статья 116 УК РФ) возбуждаются в порядке частного обвинения (статья 27 УПК РСФСР). По логике закона ребенок должен выступать обвинителем в отношении своего родителя или педагога, что абсолютно нереально.
Многим трагедиям способствует также отсутствие должного контроля, крайне небрежное, недобросовестное отношение родителей, работников детских учреждений к охране жизни и здоровья детей. Такая беспечность приводит к серьезным заболеваниям детей, различным травмам, к попыткам самоубийства и самоубийству детей. Родители и другие лица, доведшие детей до такого состояния, никакой ответственности не несут. В крайнем случае родителей лишают родительских прав, что для деморализованных родителей не является наказанием.
Распространенным явлением во многих детских учреждениях является систематическое унижение и оскорбление воспитанников. Методы воспитания, унижающие человеческое достоинство детей, нередко применяются и в семье. Немалая часть воспитателей и родителей относится к этому явлению как к вполне допустимому, оправдывая применение антипедагогических мер воздействия спецификой воспитанников или особенностями ребенка.
Факты жестокого обращения с детьми в семье, в детских учреждениях зачастую скрываются. Зная о таких фактах, педагоги, медицинские и другие работники нередко проявляют равнодушие к судьбе ребенка и не уведомляют о них ни органы опеки и попечительства, ни правоохранительные органы.
Многие женщины и старики, которые стали жертвами насилия в семье, находятся в материальной, психологической и иной зависимости от насильника и не предпринимают или не могут предпринять меры по защите своих прав.
Если факты насилия становятся известными, то меры уголовной и административной ответственности срабатывают далеко не всегда. Многие дела, связанные с побоями жены, прекращаются за вынужденным, а не добровольным примирением ее с мужем - насильником.
Эффективность же социальной поддержки членов семьи в виде оказания различных социальных услуг (консультативных, психологических, психолого - педагогических и других) при конфликтных отношениях в семье пока еще очень низкая. Нет достаточного количества специализированных социальных учреждений, оказывающих необходимую социальную помощь жертвам насилия в семье. Многим гражданам такая помощь вообще недоступна из-за ее платности.
Такое положение объясняется не только недостатками в деятельности органов социальной защиты, правоохранительных органов, но и отсутствием эффективных правовых норм защиты неприкосновенности личности ребенка, женщины и других членов семьи, их чести и достоинства, охраны здоровья, жизни и других прав.
На повышение правовых гарантий защиты детей, женщин, престарелых членов семьи от любых форм жестокого обращения и направлены подготовленные проекты федеральных законов, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и в Закон Российской Федерации "О милиции".
1. В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации":
- уточнены и расширены виды социальной помощи, оказываемые гражданам, проживающим в семьях с неблагоприятными внутрисемейными отношениями, а также гражданам, пострадавшим от физического, психического или сексуального насилия, в том числе от конфликтов и жестокого обращения в семье (соответствующие изменения и дополнения внесены в статьи 1, 3, 9, 11, 12, 13, 14);
- предусмотрено бесплатное пользование услугами социальных служб для граждан, пострадавших от физического, психического насилия или действий сексуального характера, в том числе в семье, если среднедушевой доход семьи (гражданина) не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого они проживают (статья 16);
- в перечень типов учреждений социального обслуживания включены кризисные центры помощи женщинам, которые имеют важное значение для оказания необходимой помощи (консультативной, психологической, правовой т.п.) гражданам при конфликтной ситуации в семье, а также жертвам насилия (статья 17).
2. В Уголовном кодексе Российской Федерации:
- предусмотрено возложение на условно осужденного за совершение преступления, сопряженного с насилием в семье, пройти курс социальной реабилитации (статья 73);
- ряд составов преступлений против жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан дополнен квалифицирующим признаком, предусматривающим повышенные меры уголовной ответственности, если преступление совершено в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, материальной или иной зависимости от виновного, а также родителем (лицом, его заменяющим) либо педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним (статьи 110, 111, 112, 115, 116, 117, 135, 230 и 240);
- в новой редакции изложена статья 156, предусматривающая ответственность за жестокое обращение с несовершеннолетним. В ней четко определена объективная сторона данного состава преступления. Под жестоким обращением с несовершеннолетним понимается систематическое применение в отношении несовершеннолетнего физического насилия, если это деяние не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 Кодекса, либо злостное уклонение от обеспечения жизненно важных потребностей несовершеннолетнего, а равно систематическое унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего.
3. В Уголовно - процессуальном кодексе РСФСР:
- в связи с изменениями, внесенными в статьи 115 и 116 УК РФ, вносятся соответствующие изменения в статьи 27, 109, 126 УПК РСФСР. Их суть состоит в том, что возбуждение дел по жалобе потерпевшего об умышленном причинении легких телесных повреждений (статья 115 УК РФ) или о побоях (статья 116 УК РФ) не могут быть прекращены за примирением с обвиняемым, если эти преступления были совершены в отношении лица, заведомо находящегося для виновного в беспомощном состоянии, в материальной и иной зависимости;
- установлена обязанность прокурора возбудить уголовное дело о причинении легких телесных повреждений и о побоях, если данные деяния совершены в отношении детей их родителями или законными представителями.
4. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях:
- введена административная ответственность за продажу спиртных напитков лицам, заведомо не достигшим восемнадцати лет (статья 147.1);
- усилена статья 163, предусматривающая административную ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. К административной ответственности предлагается привлекать также взрослых лиц, которые совместно с детьми употребляют спиртные напитки или одурманивающие вещества;
- вводится новая статья 164.4, предусматривающая административную ответственность за унижение человеческого достоинства несовершеннолетнего, если эти действия не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ (жестокое обращение с детьми);
- установлена административная ответственность за несообщение органам внутренних дел достоверно известных фактов жестокого обращения с детьми (статья 164.5).
5. В Законе Российской Федерации "О милиции" права органов милиции (статья 11, пункт 11) дополняются правом на задержание в жилище лица, находящегося в состоянии опьянения, в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, без письменного заявления проживающих там лиц.
Предлагаемые дополнения и изменения не потребуют привлечения дополнительных средств из федерального бюджета 1999 года, а также внесения изменений, дополнений или отмены нормативных правовых актов.