РЕШЕНИЕ Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов от 24.02.2000 № 3.2-4
"О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ТРУДУ, СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ДЕЛАМ ВЕТЕРАНОВ
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2000 г. № 3.2-4
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, рассмотрев проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.В. Жириновским, депутатом Государственной Думы второго созыва В.А. Лисичкиным, решил:
1. Рекомендовать Совету Государственной Думы возвратить авторам проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
2. Утвердить заключение на указанный законопроект, подготовленное Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов (прилагается).
3. Направить настоящее решение с текстом законопроекта и всеми сопроводительными документами в Совет Государственной Думы для возвращения авторам указанного законопроекта в соответствии со статьей 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Председатель Комитета
В.Т.САЙКИН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Жириновским В.В., депутатом Государственной Думы второго созыва Лисичкиным В.А., и отмечает.
Законопроект предусматривает дополнить статью 16 данного Закона положениями о бесплатном предоставлении социальных услуг потерпевшим в результате торговли людьми в соответствии со статьей 133 Уголовного кодекса Российской Федерации и об оказании помощи гражданам России (или лицам, постоянно проживающим на ее территории) в случае, если они пострадали от торговли людьми на территории иностранного государства.
Предлагаемые авторами законопроекта дополнения выходят за рамки предмета регулирования вышеуказанного Закона.
Так, в статье 1 указано, что "Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Посольства и консульства Российской Федерации не относятся к социальным службам, соответственно их деятельность не может регулироваться данным Законом.
Следует отметить, что статья 16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определяет не категорию граждан, которым социальное обслуживание предоставляется на безвозмездной основе, а перечень оснований для бесплатного социального обслуживания. Данный перечень оснований не является исчерпывающим. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные основания для предоставления бесплатных социальных услуг.
Кроме того, выделение лиц, пострадавших (либо признанных потерпевшими) только от одного из видов преступлений, положения об ответственности за которые регулируются статьей 133 "Понуждение к действиям сексуального характера" Уголовного кодекса Российской Федерации, во-первых, необоснованно ущемляет права потерпевших от других видов преступлений, а во-вторых, под понятие гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации (п. п. 2, 3 статьи 3 Закона), при определенных условиях могут подпасть потерпевшие от любого преступления, а не только от того, о котором идет речь в проекте.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы № 221 от 18 октября 1999 года законопроект направлялся Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правительство Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
На законопроект получен официальный отзыв, а не заключение Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации считает, что законопроект расширяет категорию граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, что потребует дополнительных финансовых средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, а в представленном авторами финансово-экономическом обосновании необходимые расчеты не приведены.
Кроме того, по мнению Правительства Российской Федерации, положения нового пункта 5 статьи 16 законопроекта не могут рассматриваться в рамках Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", так как обеспечение физической безопасности, содействие в возвращении, а также принятие мер по преследованию организаторов торговли людьми не являются видами социального обслуживания населения. Вопросами обеспечения безопасности российских граждан, находящихся за рубежом, занимаются органы власти страны пребывания.
Учитывая изложенное, и на основании статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Комитет рекомендует возвратить авторам данный законопроект.