Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 10.06.2002 № 2.2-1/5765
"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 202723-3 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 63, 105, 111, 112, 117, 136, 244 И 282 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
ПУ Аппарата ГД ФС РФ_Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 10 июня 2002 г. № 2.2-1/5765

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 202723-3 "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 63, 105, 111, 112, 117, 136, 244 И 282
УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Правовым управлением рассмотрен проект Федерального закона № 202723-3 "О внесении дополнений в статьи 63, 105, 111, 112, 117, 136, 244 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Полагаем необходимым высказать следующие замечания.
По статьям 1 - 5 проекта.
К числу обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность и наказание, законопроект предлагает отнести совершение преступления по мотивам социальной ненависти или вражды и по мотиву сексуальной ненависти или вражды.
При оценке подобного нововведения следует иметь в виду, что сами понятия "социальная ненависть или вражда" и "сексуальная ненависть или вражда" отличаются неопределенностью, допускают весьма различные толкования и вряд ли могут быть использованы при конструировании уголовно-правовых норм, одно из основных требований к которым - точная фиксация в законе границ возможной ответственности.
Кроме того, следует учитывать, что мотив преступления является элементом субъективной стороны преступления, категорией, которая существует только в сознании лица, совершившего то или иное общественно опасное деяние. Вывод о наличии определенного мотива в действиях преступника можно сделать лишь на основе анализа совокупности множества объективных признаков: характера совершенных общественно опасных действий, объекта преступного посягательства, времени и места совершения преступления, данных, относящихся к личности преступника и потерпевшего, характера взаимоотношений между ними и др.
В этой связи остается неясным, совокупность каких именно объективных признаков совершенного деяния позволит органам предварительного следствия и суду прийти к выводу о том, что мотивами преступных действий являлись социальная ненависть или вражда либо сексуальная ненависть или вражда.
По статье 6 проекта.
Часть вторая статьи 19 Конституции Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Этот перечень воспроизводится в диспозиции части первой статьи 136 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предлагаемый автором проекта в виде дополнения признак "сексуальной ориентации", на наш взгляд, не может считаться одним из основополагающих критериев равенства граждан. Вопрос сексуальной ориентации - сугубо личное дело каждого человека, не более значимое, чем предпочтения в питании, отношение к видам искусства или спорта. Следует также отметить, что ни в одном законодательном акте Российской Федерации не предусмотрено установление сексуальной ориентации при приеме на службу, работу или учебу. В связи с этим полагаем, что предлагаемое дополнение представляется излишним.
По статьям 7 и 8 проекта.
Высказанные выше замечания, касающиеся введения в уголовный закон понятий "социальная ненависть или вражда", "сексуальная ненависть или вражда" и "сексуальная ориентация" в полной мере относятся и к предложениям об изменении редакции статей 244 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Начальник Управления
Г.П.ИВЛИЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru