Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Кем подготовлен
Жириновский В.В._Жириновский В.В.
Лебедев И.В._Лебедев И.В.
Митрофанов А.В._Митрофанов А.В.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

(по вопросу об охране труда лиц в возрасте до 18 лет)

Суть законопроекта состоит в том, чтобы установить в Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях (далее - АК РФ) административную ответственность за нарушения по использованию детского труда в возрасте до 18 лет.
Правовыми нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в статьях 63, 93, 94, 265, 266, 268, 269, 270, 271 и 272 для детей установлены порядок заключения трудового договора и гарантии при его заключении, продолжительность ежедневной работы, работ, на которых запрещен детский труд, обязательность проведения медицинских осмотров, запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, нормы выработки, особенности трудоустройства и оплаты труда.
В АК РФ имеется статья 5.27, которая устанавливает административное наказание за любые правонарушения законодательства о труде и об охране труда. При этом наказания установлены в виде наложения административного штрафа:
на должностных лиц - в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, в АК РФ установлено единообразное наказание за любые правонарушения трудового законодательства о труде и об охране труда.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) большинство статей (87 - 96) посвящены особой уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних, совершивших различные преступления.
При этом установлено, что несовершеннолетними являются дети, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 127.1 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ имеет название "Торговля людьми", а не "Торговля детьми".
   ------------------------------------------------------------------

Кроме того, в УК РФ имеются статьи, защищающие права детей: статья 127.1 "Торговля детьми", где имеется квалифицированный признак в отношении заведомо несовершеннолетних, статья 127.2 "Использование рабского труда", где также предусмотрен квалифицированный признак для заведомо несовершеннолетних.
Статьи 131 "Изнасилование", 132 "Насильственные действия сексуального характера", 240 "Вовлечение в занятие проституцией", 241 "Организация занятия проституцией" также предусматривают наличие квалифицированного признака для заведомо несовершеннолетних.
В УК РФ имеется статья 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних", предусматривающая наказание за преступления по вовлечению заведомо несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера и квалифицированный признак в отношении лиц, заведомо не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Кроме того, в УК РФ имеется статья 151 "Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий", которая устанавливает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством.
В УК РФ нет ни одной статьи, которая бы устанавливала уголовную ответственность за нарушение трудовых прав несовершеннолетних.
28 июня 1930 года была принята Конвенция МОТ относительно принудительного или обязательного труда, 20 ноября 1989 года - Конвенция ООН о правах ребенка, 17 июня 1999 года - Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда и другие Конвенции ООН и МОТ, протоколы и дополнения к Конвенциям, учитывающие защиту прав детей, а также противоправную эксплуатацию - криминальную и сексуальную.
В Конвенциях ООН среди критериев, по которым определяются "наихудшие" формы детского труда наряду с вовлечением детей в деятельность криминалитета, их использованием в порнопродукции и проституции, есть и такой: детский труд, который препятствует нормальному развитию ребенка, наносит вред его здоровью и создает препятствия образованию.
Нынешние подростки в Российской Федерации переживают период своей социализации и приобщения к труду в условиях рыночной экономики, для которой использование труда несовершеннолетних - обычное явление: полный рабочий день, недопустимые физические, социальные и психологические нагрузки, чрезмерная ответственность, работа и жизнь в неудовлетворительных условиях - на улице; заниженная оплата труда; унизительные условия работы, сексуальные домогательства и физическое насилие.
Главный же критерий, позволяющий определить границы применения детского труда, заключается в ответе на вопрос: мешает ли детский труд социальному и психологическому становлению ребенка. Авторов законопроекта тревожит то обстоятельство, что труд ради заработка отвлекает детей от решения центральной для их возраста задачи - получения бесплатного базового образования, предусмотренного и гарантированного статьей 7 Конвенции ООН о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.
Международные трудовые нормы, а также законодательство Российской Федерации признает приоритет образования по отношению к возможностям трудовой деятельности детей, что должно устанавливать в качестве минимального возраста возраст, когда подросток может устроиться на работу, - окончание обязательного школьного образования.
Исключение может составлять лишь работа на семейном предприятии, легкие подсобные операции и посильный труд по найму в период школьных каникул.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 10 Международного пакта от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах", а не Международного пакта "О гражданских и политических правах".
   ------------------------------------------------------------------

Статья 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН и вступившего в силу в 1976 году, обязывает государства защищать молодежь от эксплуатации, от привлечения к работе, вредной для их нравственности и здоровья, опасной для жизни или способной повредить их нормальному развитию.
Конвенция ООН о правах ребенка затрагивает такие связанные вопросы, как гарантии на образование и здравоохранение, питание и отдых, государственное социальное обеспечение и ответственность родителей. Ее основополагающее положение заключается в том, что при любых решениях и действиях, касающихся условий жизни и развития детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов детей. Эту Конвенцию ратифицировали 190 государств.
По информационным данным, в Российской Федерации труд детей распространен повсеместно. Трудовая деятельность детей широко используется в сфере обслуживания и торговле, сельском хозяйстве и строительстве, в домашнем хозяйстве и семейном бизнесе, на приусадебных или садовых участках, по уходу за малышами и т.д.
Некоторые лица пытаются использовать детей в игорном бизнесе, работе в ночных кабаре и клубах, перевозке и торговле спиртными напитками и табачными изделиями, наркотическими и иными токсичными препаратами.
Преподавателей школ стал тревожить и тот факт, что детский труд ради заработка вообще отвлекает детей от учебы. Большинство работающих школьников имеют удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, а для определенной части учеба вообще потеряла значение, поскольку они "зарабатывают на улице больше, чем их образованные родители".
Государственные структуры не проявляют должного интереса и внимания к трудоустройству детей в возрасте до 18 лет. Практически они устранились от подбора и организации детского труда. Органы службы занятости пассивны и лишь в исключительных случаях помогают детям в поиске подходящего занятия, как правило, ограничиваясь участием в работе по профессиональной ориентации.
Зачастую дети принимаются на работу без предварительного медицинского освидетельствования.
По некоторым оценкам Федеральной службы государственной статистики, половина работающих детей трудится полный "взрослый" рабочий день, около 25% - 12 часов и около 10% - более 12 часов в день, что препятствует нормальному развитию ребенка, наносит вред его здоровью, безопасности и нравственности, а также создает препятствия образованию.
В ходе московских исследований по вовлечению детей в возрасте до 14 лет в трудовую деятельность оказалось, что они заняты в торговле, охране, уборке территорий и торговых мест, погрузочно-разгрузочных работах, мойке машин, строительно-отделочных работах, оказании услуг населению и пр. Все это нелегально, поскольку российское законодательство не допускает трудоустройство детей в возрасте до 14 лет. Около 70% оказались коренными москвичами.
По оценкам правоохранительных органов, работать дети в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге, Ленинградской области начинают с 10 - 12-летнего возраста. Среди опрошенных часть детей уже была втянута в криминальную деятельность - в воровство и продажу краденого, а также значительное количество девочек в возрасте от 13 до 18 лет вовлечены в занятие проституцией и одновременно в воровство и распространение наркотиков. В статье 3 Конвенции МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда к худшим формам детского труда относятся:
рабство или практика, сходная с рабством (продажа детей, торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, принудительный или обязательный труд), принудительная или обязательная вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах;
использование, вербовка или предложение ребенку для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;
использование, вербовка или предложение ребенку для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков;
работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.
Среди наихудших форм детского труда, используемых преступниками, в УК РФ имеются наказания, предусмотренные в статьях 127.1, 127.2, 151, 240, 241, 242.1.
Однако такая форма детского труда, сходная с рабством, как работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей, не предусмотрена в УК РФ и, по мнению авторов законопроекта, должна быть отражена в АК РФ в виде одного из квалифицированных признаков по нарушениям, законодательства о труде и об охране труда. Это могут быть, например, правонарушения, связанные с правовыми нормами статьи 265 ТК РФ, - работа с вредными и опасными условиями труда, а также работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности лицам в возрасте до 18 лет.
К опасным и недопустимым работам можно отнести детский труд в погрузочно-разгрузочных работах, работу полный "взрослый" рабочий день, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом.
   ------------------------------------------------------------------

С другой стороны, видимо, наказание за использование детского труда (лиц в возрасте до 18 лет), который по своему характеру или условиям, в которых он выполняется, может нанести вред их здоровью, безопасности или нравственности, должен наказываться более строго, чем наказания за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотренные в части 1 статьи 5.27 АК РФ.
Авторы законопроекта считают, что статью 5.27 АК РФ необходимо дополнить частью 3 и установить административную ответственность за использование лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, которые по своему характеру или условиям, в которых они выполняются, могут нанести вред их здоровью, безопасности или нравственности. Для этого необходимо установить и более строгие наказания, чем в 1 части статьи 5.27 УК РФ:
на должностных лиц - в размере от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц - от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Принятие проекта Федерального закона не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

(по вопросу об охране труда лиц в возрасте до 18 лет)

Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу об охране труда лиц в возрасте до 18 лет) не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.





ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ
И ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОТМЕНЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

(по вопросу об охране труда лиц в возрасте до 18 лет)

В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу об охране труда лиц в возрасте до 18 лет) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru