Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Баринов И.В._Баринов И.В.
Груздев В.С._Груздев В.С.
Осадчий С.Ю._Осадчий С.Ю.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект Федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусматривает расширение круга субъектов, осуществляющих содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, путем законодательного закрепления должности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
В настоящее время, несмотря на принимаемые меры, положение детей в Российской Федерации остается сложным. Большую тревогу вызывает рост социального сиротства, масштабы беспризорности и безнадзорности детей и подростков, состояние здоровья и уровень жизни детей, рост насилия в отношении несовершеннолетних в семье и обществе в целом, эксплуатация детей, в том числе сексуальная и экономическая.
Следуя положениям Конституции Российской Федерации и международных правовых актов, участником которых является Российская Федерация, прежде всего Конвенции о правах ребенка, на всех уровнях власти должны быть предприняты усилия по улучшению положения с соблюдением прав детей.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации существует система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав и контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных - органы образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и другие, так и надведомственных - органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства). Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике не обеспечивается комплексный подход к защите прав ребенка. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, то есть за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти), при этом содействие ребенку в осуществлении и защите его прав на комплексной основе невозможно в силу принципа ведомственной подчиненности учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Введение в России должности Уполномоченного по правам человека показало, что функции Уполномоченного по правам человека и процедуры их реализации не позволяют эффективно обеспечить защиту и восстановление нарушенных прав ребенка. Компетенция Уполномоченного по правам человека в основном определена как рассмотрение жалоб, а процедура их подачи фактически исключает возможность подачи жалобы ребенком (необходимо обращаться письменно, жалоба должна содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, права и свободы, и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном порядке или административном порядке). Учитывая, что ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.
На протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка: как каждого конкретного ребенка при нарушении его прав, так и детей в целом. Таким механизмом является институт уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (по неполным данным не менее 50) службы уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей.
В заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго и третьего периодических докладов Российской Федерации о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка (1999 год, 2004 год) содержатся рекомендации о введении в Российской Федерации независимого контроля за положением детей и учреждении института уполномоченного по правам ребенка на национальном и региональном уровнях. Обязательство государств по созданию таких национальных органов, как уполномоченные по правам ребенка, содержится в Декларации и плане действий "Мир, пригодный для жизни детей", принятых на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8 - 10 мая 2002 г.). С инициативами о введении института уполномоченных по правам ребенка неоднократно выступали депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, общественные, в том числе правозащитные, организации.
В настоящее время в 19 субъектах Российской Федерации учреждены должности уполномоченного по правам ребенка, в том числе в Республике Якутия (Саха), Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской и Самарской областях, городе Москве, на основе региональных законов. Итоги первых лет работы уполномоченных подтвердили актуальность, социальную значимость и эффективность института уполномоченных, основная цель которого - содействие комплексной защите прав и законных интересов ребенка. Эффективность работы уполномоченного в субъекте Российской Федерации обусловлена тем, что в соответствии со смыслом института уполномоченного он лично участвует в содействии восстановлению прав как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства (пребывания) ребенка. Решение такой задачи не может быть выполнено при более высоком уровне администрирования.
Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка. Статьей 7 данного Закона определены органы и лица (органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица, родители (лица, их заменяющие), педагогические, медицинские, социальные и другие работники, общественные организации), которые оказывают содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Предлагается данный перечень расширить, включив в него должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации. Предлагаемое дополнение законодательно закрепит формирующийся сегодня на уровне субъектов Российской Федерации новый институт, фактически осуществляющий содействие ребенку в защите и восстановлении его прав и законных интересов.
Отсутствие в федеральном законодательстве института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации среди государственных органов и учреждений, призванных в силу закона осуществлять защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка, препятствует в настоящее время обращению региональных уполномоченных в суд и участию уполномоченных в судебных делах для дачи заключения по делу в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (статьи 46 и 47 ГПК РФ).
Учреждение должности уполномоченного по правам ребенка является правом субъекта Российской Федерации.
Законопроект направлен на усиление гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Финансирование деятельности региональных уполномоченных по правам ребенка осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Введение в действие Федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В случае принятия Федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru