Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ЗАКОНОПРОЕКТУ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 62 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВЯЗИ" И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Кем подготовлен
Саввиди И.И._Саввиди И.И.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЗАКОНОПРОЕКТУ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 62
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВЯЗИ" И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Федерального закона "О связи" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на противодействие рассылке сообщений электросвязи без согласия пользователей- адресатов.
В настоящее время, в условиях значительной зависимости граждан, бизнеса, государственных и муниципальных учреждений и т.д. от электросвязи, в том числе электронных средств доступа и обмена информацией, проблема рассылки незапрошенной корреспонденции (спама), вредоносных программ является глобальной.
По данным Интернет-компаний - с июля по сентябрь 2007 г. доля незапрошенных сообщений в почтовом трафике не опускалась ниже 68,1%. Ежегодно просмотр и стирание таких сообщений отнимает время, которое условно можно оценить в 3 млрд. 600 млн. руб.
Над проблемой защиты электронной почты от незапрошенной корреспонденции во всем мире активно работают как специалисты в области информационных технологий, так и юристы. Однако следует отдавать отчет в том, что с учетом транснациональности данного явления любые предлагаемые технические средства недостаточны и вряд ли способны полностью искоренить рассылку ненужных сообщений, вредоносных программ.
В связи с этим необходимо на территории Российской Федерации законодательно признать рассылку незапрошенных сообщений по электросвязи правонарушением. К выявленным нарушителям применять меры административного воздействия, чтобы побудить их прекратить деятельность, приносящую вред миллионам пользователей. Вопрос об ответственности иностранных отправителей может быть решен, с учетом принятия рядом государств антиспамерского законодательства, путем расширения взаимосвязей и обмена соответствующей информацией между компетентными ведомствами разных стран.
При подготовке проекта использован анализ зарубежной практики, отдельные рекомендации, изложенные в разработанном общественно-государственным объединением "Ассоциация Документированной Электросвязи" Меморандуме "О противодействии распространению вредоносных программ (вирусов) и несанкционированных рекламных рассылок (спама)".
Предложенные новации не противоречат другим законодательным актам, в том числе Закону "О рекламе", который охватывает правоотношения лишь в области рекламы. Для нашей страны (как и для большинства других государств) характерны и иные виды массовых незапрошенных сообщений загружающих трафик - маркетинговые (включают вопросы изучения рынка, покупательского спроса, налаживание коммуникаций и т.п.), агитационные, сексуальные, откровенно хулиганские и т.п.
Наиболее целесообразным представляется внесение изменений в статью 62 Федерального закона "О связи", предусматривающую права пользователей средствами связи, и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. При этом следует признать незаконным любое разосланное без предварительного согласия получателя сообщение. В связи с этим пользователь будет иметь право на защиту путем обращения в государственные органы с целью применения к нарушителям мер административного воздействия.
Законопроект устанавливает обязанность операторов связи (в том числе провайдеров Интернет-компаний, оказывающих услуги связи) принимать необходимые меры для предотвращения поступления незапрошенных сообщений потребителям услуг связи. Принятие этой нормы может послужить стимулом для того, чтобы данные участники правоотношений продолжили предпринимать шаги по саморегуляции, активному применению в обязательном порядке имеющихся и разработке новых технологий защиты. При их отсутствии или наличии устаревших программных и иных технических средств, не осуществивших надлежащую защиту, пользователь вправе обратиться в суд с иском к оператору связи.
Предусмотренная ст. 7 Закона "О связи" норма об обязанности операторов связи обеспечить защиту средств связи от несанкционированного доступа недостаточна. Отправитель незапрошенных сообщений может иметь право доступа к средствам и сооружениям связи, однако использовать его в нарушение прав других пользователей-адресатов.
Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагаемые законопроектом, предусматривают ответственность за рассылку сообщений без предварительного согласия и за массовую рассылку таких сообщений. При этом следует указать на возможность конфискации принадлежащих нарушителю и использованных им технических средств.
Полномочия по выявлению фактов использования сети связи общего пользования для рассылки незапрошенных сообщений проектом возложены на органы государственного надзора за связью и информатизацией.
Также такие функции (выявление правонарушений и составление протокола) отнесены к компетенции органов внутренних дел, имеющих возможности для выявления данного вида правонарушений, проведения необходимых оперативных мероприятий, экспертиз. Это послужит координации деятельности этих учреждений для более эффективной работы, а также расширит перечень органов, куда смогут обратиться потерпевшие.
Правонарушения в сфере связи требуют проведения технических экспертиз, опросов и других проверочных действий, применения мер воздействия к лицам в ряде случаев находящимся за пределами территории, где совершено правонарушение. В связи с этим для их рассмотрения недостаточно общих сроков, установленных КоАП РФ. Следует включить данный вид правонарушений в состав деликтов, по которым может быть проведено административное расследование.
Принятие предложенного законопроекта устранит имеющийся пробел в законодательстве и не повлечет каких-либо расходов, покрываемых за счет бюджетов любых уровней. Не потребуется также внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 62 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СВЯЗИ" И В КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Федерального закона "О связи" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 62 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СВЯЗИ" И В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

С принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 62 Федерального закона "О связи" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется отмена, приостановление, дополнение или изменение актов федерального законодательства.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru