Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 24.06.2008
"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 63580-5 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕНОМНОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 июня 2008 года

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 63580-5 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГЕНОМНОЙ РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект Федерального закона.
Законопроект направлен на установление в Российской Федерации правовых основ получения, хранения и использования для идентификации личности человека биологического материала и содержащейся в нем индивидуальной информации об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) человека (геномной информации).
Как указано в пояснительной записке, использование геномной информации осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом, а также установления по неопознанным трупам личности человека, розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии с законопроектом под государственной геномной регистрацией понимается деятельность уполномоченных государственных органов и учреждений (учреждения судебно-медицинской экспертизы, входящие в государственную систему здравоохранения, совместно с экспертными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел или его территориальных органов, а также учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, совместно с учреждениями судебно-медицинской экспертизы, входящими в государственную систему здравоохранения) по получению, учету, хранению, использованию и уничтожению биологического материала в целях обработки геномной информации.
Законопроектом предусмотрена добровольная и обязательная государственная геномная регистрация. Обязательной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также неустановленные лица, биологический материал которых изъят с мест происшествий. Кроме того, обязательной государственной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы.
Законопроект предусматривает создание федеральной базы данных геномной информации по неопознанным трупам, неустановленным лицам, биологический материал которых изъят с мест происшествий, а также лицам, осужденным и отбывающим наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Устанавливаются также перечень органов, наделенных правом использования геномной информации, порядок использования геномной информации, а также порядок осуществления государственного контроля и надзора в сфере использования геномной информации.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит существенно повысить эффективность работы по установлению личности погибших и умерших лиц, чьи трупы не опознаны иными способами, по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в первую очередь террористических актов, убийств и изнасилований.
Концепция законопроекта представляется обоснованной и может быть поддержана. В то же время по содержанию законопроекта имеются замечания и предложения.
Требует дополнительного обсуждения определение геномной информации как "не характеризующей физиологические особенности" человека.
Нуждается в приведении в соответствие с Федеральными законами "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О персональных данных" используемый в тексте законопроекта понятийный аппарат.
Так, вместо содержащегося в законопроекте понятия "централизованная информационная система" следует использовать принятое в указанных Федеральных законах понятие "федеральная автоматизированная информационная система".
В статье 4 законопроекта проекта вместо понятия "законодательство Российской Федерации об информации" следует использовать понятие "законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Нуждается в уточнении перечень лиц, в отношении которых пунктом 1 части 1 статьи 7 законопроекта предусмотрена обязательная государственная геномная регистрация.
В соответствии с указанной нормой государственной геномной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений. В то же время действующим законодательством Российской Федерации ряд преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности - понуждение к действиям сексуального характера (статья 133 УК РФ), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 134 УК РФ), развратные действия (статья 135 УК РФ) - относятся к категории преступлений средней тяжести.
Исходя из целей и задач законопроекта, изложенных в пояснительной записке, представляется целесообразным дополнить перечень лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, осужденными за указанные преступления.
В то же время нуждается в дополнительном обосновании предложение об обязательной геномной регистрации лиц, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в частности, в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ).
По мнению Комитета, требует дополнительного обсуждения вопрос о правовых последствиях отмены обвинительного приговора по реабилитирующим основаниям в части, касающейся государственной геномной регистрации.
Нуждается в дополнительном обсуждении также вопрос о правах и обязанностях уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в области контроля в сфере государственной геномной регистрации.
Комитет поддерживает принятие рассматриваемого законопроекта с учетом высказанных замечаний и предложений.

Председатель Комитета
В.Н.ПЛИГИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru