ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ Правительства РФ от 07.11.2008 № 4875п-П39
"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 70747-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
Кем подготовлен
Правительство РФ_Правительство Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
от 7 ноября 2008 г. № 4875п-П39
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 70747-5 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект Федерального закона.
Законопроектом (пункт 1 статьи 1) предлагается дополнить статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" положением, согласно которому не допускается использование в авторских текстах журналистов слов и выражений, искажающих нормы современного русского литературного языка, государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О государственном языке Российской Федерации" русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей ее территории.
Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных Федеральным законом "О государственном языке Российской Федерации". Этим Федеральным законом предоставляется возможность использовать в деятельности общероссийских, региональных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций общероссийских, региональных и муниципальных периодических печатных изданий лексику, не соответствующую нормам русского языка как государственного языка Российской Федерации, если ее использование является неотъемлемой частью художественного замысла (пункт 9 части 1 статьи 3).
Предлагаемый запрет на использование "слов и выражений, искажающих нормы современного русского языка, государственных языков республик и иных языков народов Российской Федерации", не позволит журналистам использовать в произведениях, предназначенных к эфиру или опубликованию, речевые конструкции, характерные в прошлом для русского языка и языков народов, населяющих Российскую Федерацию, устаревших слов и т.п., поскольку данные языковые средства не относятся по своей природе к современному русскому литературному языку.
Таким образом, предлагаемое законопроектом дополнение статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" противоречит Федеральному закону "О государственном языке Российской Федерации".
Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит понятия "авторский текст журналиста", что может привести к затруднениям в правоприменительной практике.
Вопрос же искажения норм современного русского литературного языка в первую очередь связан с необходимостью однозначного понимания и применения этих норм в журналистике и однозначного понимания того, что является их искажением в отношении того или иного издания и журналистского материала.
Пункт 2 статьи 1 законопроекта направлен на установление запрета на распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала.
В настоящее время в соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера допускается без кодирования сигнала только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. При этом под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, понимается периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
Отсутствие четкого определения понятия "специализированная радио- и телепрограмма эротического характера" создаст трудности в правоприменительной практике и осложнит обеспечение соблюдения ограничений, предусмотренных законопроектом.
В целом предлагаемый законопроект не предусматривает исчерпывающих мер правового регулирования деятельности средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.СОБЯНИН