Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ"

Кем подготовлен
Жириновский В.В._Жириновский В.В.
Журко В.В._Журко В.В.
Коган Ю.В._Коган Ю.В.
Маркин Э.В._Маркин Э.В.
Напсо Ю.А._Напсо Ю.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ"

Практика применения Федерального закона от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" с внесенными в него изменениями показала его системное несовершенство, нормативно не обеспечивающего решение важной государственной задачи сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов (далее - НХП), а так же мест их традиционного бытования, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации - землями историко-культурного назначения, которые стали использовать под объекты, не связанные с правовым режимом сохранения земель историко-культурного назначения.
В нарушение конституционных и правовых требований Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", являющихся правовой базой сохранения и развития культуры в России, действующая редакция Федерального закона "О народных художественных промыслах" имеет существенные нормативно-правовые изъяны как в системе основных понятий, так и статьях Закона, только частично регламентирующих регулирование правоотношений субъектов культурной деятельности в сфере НХП.
Системообразующими понятиями, включенными в законопроект и являющимися основой, стержнем любого НХП должны стать:
художественно-стилевые особенности народных художественных промыслов (художественный стиль);
образец изделия НХП;
образец изделия НХП признанного художественного достоинства.
Кроме того, в законопроекте впервые отражены правовые нормы регистрации образцов изделия НХП и образцов изделий НХП признанного художественного достоинства (изложено в статьях 8 и 9 законопроекта). Изменена редакция статьи 6 в отношении организаций народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования и включена статья об ответственности за нарушения Федерального закона, которая в административном и уголовном порядке уже установлена.
Отсутствие в Федеральном законе № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" правовых норм, регламентирующих регистрацию как образцов изделий народных художественных промыслов, так и образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, позволило создать организации откровенных "интеллектуальных пиратов" и придать им статус организаций НХП, от противоправной деятельности которых потребительский рынок России и зарубежья на 95% заполнен подделками в стиле образцов изделий ранее всемирно признанных организаций народных художественных промыслов Российской Федерации, что может подорвать доверие к образцам изделий НХП и нанести непоправимый урон национальной культуре народов Российской Федерации.
Понятия "творческое варьирование", включенное в Федеральный закон "О народных художественных промыслах", в соответствии с которым творческое варьирование было определено как одна из форм проявления народного творчества, основной метод воспроизведения типового образца изделия народного художественного промысла, который предусматривает внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое и иное художественное решение изделия, не приводящих к снижению художественного уровня и качества изготовления изделия народного художественного промысла в сравнении с его типовым образцом, также требует более точного отражения смысла творческого варьирования, так как в понятии "художественно-стилевые особенности народного художественного промысла (художественный стиль)" законопроекта отражен смысл творческого варьирования. Поэтому творческое варьирование необходимо отразить как художественное совершенствование образца изделия, направленное на повышение его художественной привлекательности и ценности.
В Постановлении Правительства РФ от 18 января 2001 г. № 35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства" понятия, изложенные в законопроекте, также используются, что должно оказать необходимую помощь в правоприменительной практике.
В России еще в XIX в. получили распространение довольно специфические поселения - промысловые села, имеющие многовековую историю. Их имена превратились в бренды соответствующих изделий, характеристики манеры или стилистики предметов (Палех, Жостово, Федоскино, Холуй, Мстера, Гжель). Некоторые из сел даже превратились в большие промышленные центры, как областной центр Иваново. Эволюция таких поселений была приблизительно следующей: земледельческое поселение - кустарное село - фабричное село - рабочий поселок (слобода).
В настоящее время сохранились всемирно известные народные художественные промыслы в Федоскино, Жостово, Богородский резчик, Хохлома, Гжель, Палех и др., ранее приносящих всемирную славу культуре народов Российской Федерации и валютные доходы в бюджет государства, а ныне поставленных на грань полной безвозвратной ликвидации.
Формула уничтожения России была еще в январе 1945 году изложена в выступлении шефа ЦРУ Алена Даллеса в Конгрессе США и фактически нашедшая свое применение в уничтожении подлинных организаций народных художественных промыслов Российской Федерации и мест их традиционного бытования, являющихся объектами культурной деятельности и памятниками истории и культуры народов Российской Федерации:
"...Окончится война, все как-то утрясется, устроится, и мы бросим все, что имеем, все золото. Всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменениям. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.
Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности..."
По состоянию на апрель 2008 года субъектами Российской Федерации в адрес Минпромэнерго России была представлена информация о включении организаций народных художественных промыслов в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О народных художественных промыслах". Субъекты Российской Федерации в эту информацию смогли включить только 72 (семьдесят две) организации, из которых только 42 (сорок две) организации обладают фактическим и документальным обоснованием принадлежности к статусу организации народных художественных промыслов: по художественно-историческому обоснованию производства и объему производства изделий НХП не менее 50% от общего объема производства.
Таким образом, по состоянию на апрель 2008 года из 250 ранее успешно действующих и развивающихся организаций НХП осталось 42 организации. Фактическое уничтожение организаций НХП продолжается.
Там, где работали тысячи мастеров НХП, остались работать сотни. Обновление кадров мастеров НХП стало значительно ослабевать. Утрачены более ста организаций народных художественных промыслов, а в статистических данных содержится искаженная информация относительно роста производства НХП на 19,5% за 2007 г., что фактически включает в себя деятельность "интеллектуальных пиратов", изготавливающих изделия в виде подделки.
Годовой оборот "интеллектуальных пиратов" - подельщиков в сфере НХП составляет более 11 миллиардов рублей в год, чем наносится значительный ущерб государству.
Для предотвращения нависшей над подлинными организациями НХП и мест их традиционного бытования, реальной угрозы их уничтожения требуется незамедлительно принятие конституционных государственно-правовых мер по пресечению коррупции в государственно-властных структурах и восстановлению конституционных гарантий граждан в сфере объекта культуры - НХП.
Такое положение недопустимо и непозволительно в рамках требований Концепции национальной безопасности Российской Федерации в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, где указывается, что "Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения...
В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создать социально-экономические условия для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры".
Ярчайшим результатом и доказательством негативных последствий ранее допущенных пробелов в федеральном законодательстве, конституционная цель которого теоретически направлялась на решение провозглашенной в Федеральном законе "О народных художественных промыслах" важной государственной задачи сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Российской Федерации, является судьба некоторых организаций народных художественных промыслов. В условиях правового нигилизма и разгула коррупции фактически вылилось в реальное уничтожение подлинных организаций народных художественных промыслов РФ. Так, создателя и правообладателя объектов интеллектуальной собственности, обеспечивших всемирное признание НХП Ордена Дружбы народов ЗАО "Объединение Гжель" (далее - организация "Гжель"), поставлена на грань ликвидации, а достопримечательное место федерального значения - земли историко-культурного назначения в месте традиционного бытования НХП РФ "Гжель" - на "поток и разграбление" (см. приложение к пояснительной записке).
В 1990 - 1994 годы граждане любили украшать свой дом сине-белой керамикой, которая называется гжель, по имени подмосковного села, где и создавались эти изделия. Руководители страны во время официальных зарубежных визитов дарили гжельские вазы, самовары и сервизы своим коллегам как символ России, ведь, как пишут рекламные проспекты, этот сине-белый фарфор "воспроизводит белизну свежевыпавшего снега и синеву русского зимнего неба". Таким образом, обладателями гжели стали Индира Ганди, Маргарет Тэтчер, Жак Ширак, Билл Клинтон и многие другие главы зарубежных государств и правительств.
Сегодня сине-белую керамику можно увидеть в продаже во многих местах России, но все это подделка (в Москве, в Государственной Думе, на Арбате или в подземных переходах, 95 процентов изделий, продаваемых под именем Гжель, - подделка). Да и вывозимая за пределы России посуда в большинстве случаев не имеет подлинного качества рисунка и обжига.
Принятие проекта Федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменения финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В законопроекте учтены замечания Правительства Российской Федерации, изложенные в заключении от 3 сентября 2008 года исх. № 3911п-П44.





Приложение
к пояснительной записке

НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ГЖЕЛЬ"

"Гжель" - это организация, с 1967 года имеющая статус организации НХП РФ "Гжель", включенная распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2004 г. № 586-р в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О народных художественных промыслах".
"Гжель" - это трудовой коллектив подлинных мастеров НХП РФ "Гжель" и специалистов ордена Дружбы Народов ЗАО "Объединение Гжель", способный выполнять любые заказы на изготовление высокохудожественных изделий для художественных салонов, интерьеров, парков, выставок, музеев, создатель всемирно признанного бренда и правообладатель интеллектуальной собственности - современных художественно-стилевых особенностей НХП РФ "Гжель" - подглазурной росписи кобальтовой краской по фарфору в тонах и полутонах, отмеченный многими государственными и правительственными наградами.
"Гжель" - создатель духовных и культурных ценностей России.
"Гжель" - это всемирно признанный народный художественный промысел Российской Федерации.
Гжель - это место традиционного бытования народных художественных промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и находятся сырьевые ресурсы, необходимые для решения важной государственной задачи - сохранения, возрождения и развития народного художественного промысла.
"Гжель" - это единственная уникальная местность на планете Земля, которую природа щедро одарила залежами многоцветных пестрых: белых, красных, черных, беложгущихся, кислотоупорных глин, с температурой спекания от 9000 °C до 15000 °C песков, известняков, т.е. полным набором материалов, пригодных для изготовления различных керамических изделий: гончарных, майоликовых, фаянсовых, фарфоровых, бытовых, архитектурных, технических, строительных и др. применения.
Поселения "Гжели" расположены на одном из самых крупных месторождений глин - Гжельско-Кудиновском геологическом месторождении центральной европейской части Российской Федерации, на юго-востоке Московской области, в пятидесяти километрах от Москвы. Наличие разнообразного набора компонентов для керамических масс дали возможность изготовления технической керамики и различных высокохудожественных изделий народного художественного промысла "Гжель" с широкой цветовой гаммой декора, прославляющих древнее керамическое искусство России.
"Гжель" - это достопримечательное место, место традиционного бытования народного художественного промысла, имеет статус достопримечательного места и является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации с 1967 г.
"Гжель" - это земли историко-культурного назначения, с богатейшими залежами глин, правовой статус которых обязывает юридические и физические лица использовать эти земли строго в соответствии с их целевым назначением.
"Гжель" - это гармоничная система, включившая в себя первую в Европе четырехступенчатую систему непрерывного образования и художественно-эстетического воспитания молодого поколения специалистов и подлинных мастеров народного художественного промысла "Гжель", включающую в себя детские сады, школы, колледж, Гжельский государственный художественно промышленный институт, ресурсный центр Российской Федерации подготовки мастеров-художников, производственные мощности.
"Гжель" - это изделия, прославляющие многонациональную культуру народов Российской Федерации, чьи высокохудожественные изделия хорошо известны во многих музеях мира и традиционно входят в подарочный фонд Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ"

Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах" не предусматривает введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Возложение функций на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере культуры и массовых коммуникаций, по учету мест традиционного бытования народных художественных промыслов является неновым, так как такие полномочия они выполняют, но не урегулированы правовыми нормами законодательства Российской Федерации. Дополнительного увеличения численного состава федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере культуры и массовых коммуникаций не потребуется.





ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ И ВВЕДЕНИЮ
В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОТМЕНЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАРОДНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛАХ"

В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О народных художественных промыслах" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru