ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Кем подготовлен
Жириновский В.В._Жириновский В.В.
Иванов С.В._Иванов С.В.
Лебедев И.В._Лебедев И.В.
Напсо Ю.А._Напсо Ю.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(по вопросу усиления мер наказания
за преступления в наркобизнесе)
Ежегодный оборот российского наркобизнеса оценивается в 10 - 13 миллиардов долларов США. К началу 2008 года в стране официально зарегистрировано более 500 тысяч наркозависимых. Однако количество наркозависимых значительно больше, так как большинство наркоманов на учет не становится. Специалисты считают, что на начало 2008 года в стране насчитывается 5,5 - 6 миллионов наркоманов. Эту оценку подтвердил начальник управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Как последствия наркомании - возрастающий уровень смертности от передозировок и снижение продолжительности жизни. Обычно хронические наркоманы не доживают до 30 лет. Еще одно следствие - распространение ВИЧ-инфекции.
По оценкам медицинских работников, если 10 лет назад ВИЧ-инфекция распространялась преимущественно через секс-контакты, то сегодня - при внутривенном введении наркотиков (общие шприцы или емкости для приготовления наркотика). До 80% выявляемых ВИЧ-позитивных граждан являются наркопотребителями.
По статистике, 70 - 80% преступлений в России совершаются под воздействием наркотиков или алкоголя. По данным МИД России, преступления, связанные с наркотиками, стали регистрироваться во всех регионах страны.
Немаловажными факторами совершения преступлений являются подростковая наркомания преступников, наличие у них расстройств психической деятельности, конфликтные отношения в семье и иных сферах микросреды.
Рекламирование средствами массовой информации тех форм отклоняющегося поведения, которые традиционно считались неприемлемыми в нравственном отношении (наркомания, токсикомания, азартные игры, порнобизнес), создают впечатление естественности и неизбежности. В результате возрастает терпимое отношение общества к различного рода социальной и физиологической патологии.
Уголовно-правовая охрана нормального развития несовершеннолетних является одной из важнейших гарантий гармоничного развития личности, формирование ее нравственно-социальной основы.
При наличии в семье одного наркомана образуется дисфункциональная во всех отношениях семья, преследуемая разнообразными страхами о ее полноценном участии в жизни.
Следует учитывать и экономические последствия наркопотребления: ущерб от контрабанды, снижение качества здоровья части трудоспособного населения, затраты государства. на лечение наркоманов, профилактику и правовое обслуживание (таможенной, пограничной и иными службами).
Проблема наркомании стала носить интернациональный характер. Это подтверждается принятием ООН Конвенций, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств: Единой конвенции о наркотических средствах (1961 год), Конвенции о психотропных веществах (1971 год), Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 год).
Несмотря на принятие Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в редакции 2007 года), установившего правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и противодействия их незаконному обороту, преступность, связанная с наркотиками, растет практически повсеместно.
В некоторых регионах число преступлений, связанных с употреблением наркотиков, возросло в 100 раз: 70% квартирных воров - наркоманы, у которых ежегодно изымается более 2,2 тысяч огнестрельного оружия. Увеличена контрабанда наркотиков из Средней Азии, Афганистана, Китая, Южной Америки.
Основными тенденциями распространения наркотиков в Российской Федерации являются:
беспрецедентный рост наркозависимых граждан, особенно молодежи;
снижение возраста наркоманов;
переход с "легких" наркотиков на "тяжелые";
рост преступности, связанной с употреблением наркотиков.
Поэтому с учетом правоприменительной практики требуется ужесточения уголовных мер наказания, особенно для организаторов и содержателей притонов, особенно влияющих на приобщение молодого поколения. К употреблению наркотических средств организаторы и содержатели притонов склоняют несовершеннолетних и молодежь даже насильственными мерами (вначале предлагая бесплатно).
Особенно тревожно стало приобщение к наркотикам несовершеннолетних за счет, тем более, "тяжелых" наркотических средств растительного происхождения (опиум, героин, кокаин), а также синтетических препаратов (фетамин, амфетамин и др.).
Для принятия действенных мер борьбы с наркоманами Президентом Российской Федерации 18.10.2007 был подписан Указ № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" одновременно с "Положением о государственном антинаркотическом комитете" и "Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации".
Правительством Российской Федерации также был приняты ряд Постановлений:
от 14.06.2002 № 423 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ";
от 13.09.2005 № 561 "О Федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы";
от 04.11.2006 № 648 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ";
от 30.12.2006 № 840 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению государственных наркологических диспансеров необходимым лабораторным оборудованием для обнаружения наркотиков в организме человека".
Несмотря на принятые нормативные правовые акты в российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания проблемы - как угрозы социальной стабильности и здоровью нации.
Существует положительный мировой опыт борьбы с наркопреступностью. В США создан внешний барьер на путях проникновения наркотиков, развернута антинаркотическая пропаганда (ежегодно федеральный бюджет США тратит на пропаганду и на содержание Агентства по борьбе с наркотиками около 17 миллиардов долларов), ужесточены меры наказания за преступления, связанные с употреблением наркотиков и наркобизнесом. В результате принятых мер за последние 10 лет число наркозависимых в США сократилось в два раза.
Далеко не все преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подпадают под категорию тяжких и особо тяжких.
К преступлениям, подпадающим под категорию тяжких и особо тяжких, не относятся:
незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (часть 1 статьи 228);
нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (статья 228.2);
склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (часть 1 статьи 230);
незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (часть 1 статьи 231);
организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (часть 1 статьи 232);
незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233).
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании, является легкая доступность психоактивных веществ, наличие и почти безнаказанность притонов. Наркодельцы определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. Важными факторами наркотизации несовершеннолетних является снижение у большинства детей и подростков психологической защиты и низкий ценностный барьер.
Целью законопроекта является уточнение отдельных понятий Уголовного кодекса Российской Федерации и ужесточение мер наказания за преступления в наркобизнесе.
Авторы законопроекта считают необходимым в статьях 229 и 233 уточнить названия статей и их содержание, так как правоприменительная практика не позволяет применять правовые нормы указанных статей, если наркоманами используются "прекурсоры". Прекурсорами являются вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств и психотропных веществ. Прекурсоры, также как наркотические средства и психотропные вещества, подлежат контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. В Указе Президента Российской Федерации от 18.01.2007 № 1374 наряду с понятием наркотических средств и психотропных веществ также используется понятие "прекурсоры".
Часть 3 статьи 230 "Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ" УК РФ предусматривает наказание в случае, если деяния повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия - лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет. В то же время статья 105 "Убийство" Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает наказание за убийство - лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертную казнь.
Авторы законопроекта считают, что наказание в части 3 статьи 230 должно быть более строгим - в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет, так как они могут быть совершены по предварительному сговору, в отношении заведомо несовершеннолетнего, с применением насилия или угрозой насилия и повлечь смерть потерпевшего или тяжкие последствия.
В законопроекте учтены замечания Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 года № 2633п-П4, указанные в официальном отзыве, и Верховного Суда Российской Федерации, указанные в официальном отзыве от 08.04.2008 исх. № 2/общ - 665.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(по вопросу усиления мер наказания
за преступления в наркобизнесе)
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления мер наказания за преступления в наркобизнесе) не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗРАБОТКЕ
И ВВЕДЕНИЮ В ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОТМЕНЕ, В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(по вопросу усиления мер наказания
за преступления в наркобизнесе)
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления мер наказания за преступления в наркобизнесе) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.