Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ОБОРОТУ ПОРНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ"

Кем подготовлен
Бабаков А.М._Бабаков А.М.
Беднов А.В._Беднов А.В.
Борзова О.Г._Борзова О.Г.
Васильев В.А._Васильев В.А.
Вторыгина Е.А._Вторыгина Е.А.
Вяткин Д.Ф._Вяткин Д.Ф.
Герасимова Н.В._Герасимова Н.В.
Груздев В.С._Груздев В.С.
Ивлиев Г.П._Ивлиев Г.П.
Исаев А.К._Исаев А.К.
Карпович Н.Н._Карпович Н.Н.
Крашенинников П.В._Крашенинников П.В.
Мизулина Е.Б._Мизулина Е.Б.
Морозов О.В._Морозов О.В.
Москалькова Т.Н._Москалькова Т.Н.
Мукабенова М.А._Мукабенова М.А.
Останина Н.А._Останина Н.А.
Песковская Ю.А._Песковская Ю.А.
Плигин В.Н._Плигин В.Н.
Розуван А.М._Розуван А.М.
Старшинов М.Е._Старшинов М.Е.
Шубина Л.Ф._Шубина Л.Ф.
Шхагошев А.Л._Шхагошев А.Л.
Яровая И.А._Яровая И.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ОБОРОТУ
ПОРНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ"

1. Предлагаемый проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" объединяет в себе положения проектов Федеральных законов № 136215-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних" и № 136231-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции", внесенных группой депутатов в Государственную Думу 12 декабря 2008 года.
В новой редакции законопроекта также учтены замечания и предложения, которые поступили на указанные выше законопроекты в официальных отзывах Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящий законопроект является составной частью пакета законопроектов, подготовленных в рамках "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности".
2. Необходимость разработки и принятия настоящего законопроекта вызвана несовершенством уголовного законодательства Российской Федерации, отсутствием в нем норм, регламентирующих ответственность за сексуальное совращение, нравственное растление и сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних, их физического и психического здоровья, от разлагающего влияния порнографии, ставшей особо доступной для них благодаря современным информационным технологиям.
Уголовная статистика свидетельствует о крайне неблагоприятных тенденциях криминальной ситуации в этой сфере. В 2008 г. в местном или федеральном розыске находилось 53 706 несовершеннолетних, совершено 9 098 преступлений сексуального характера в отношении детей и подростков (в 2003 г. - 4 628). Каждая четвертая жертва изнасилований и почти каждая вторая жертва насильственных действий сексуального характера - несовершеннолетние.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом.
   ------------------------------------------------------------------

С 2003 по 2008 гг. в семь раз (с 749 до 5 233) возросло число детей, потерпевших от ненасильственных половых преступлений (статьи 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации), в частности от ненасильственного полового сношения, мужеложства или лесбиянства (статья 134 Уголовного кодекса Российской Федерации) оно увеличилось в 30 раз (со 129 до 3 875). Почти в два с половиной раза (с 20 до 48) увеличилось за тот же период число несовершеннолетних, пострадавших от понуждения к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества или с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей) (статья 133 Уголовного кодекса Российской Федерации), особенно резкий, зафиксирован по этой статье в последние два года - на 71,4% (с 28 чел. в 2007 г. до 48 чел. в 2008 г.).
В стране распространяется гомосексуальная педофилия. За последние шесть лет число мальчиков, пострадавших от ненасильственного мужеложства (статья 134 Уголовного кодекса Российской Федерации), возросло более чем в 16,9 раза (с 63 до 1 066 чел.), а от развратных действий (статья 135 Уголовного кодекса Российской Федерации) - более чем вдвое (с 352 до 720 чел.).
Несмотря на столь тревожные процессы, в России до сих пор не сформирована система предупреждения преступлений, совершаемых на почве педофилии, отсутствует нормативно-правовая регламентация лечения лиц с расстройствами сексуального предпочтения, включающего оказание специализированной психиатрической (сексолого-психиатрической) помощи лицам (в том числе осужденным к лишению свободы), испытывающим аномальное сексуальное влечение к детям.
Данные статистической отчетности свидетельствуют также о крайне тревожной криминальной ситуации в сфере порнобизнеса и вовлечения в него детей. В 2008 году зарегистрировано: по ст. 242 УК РФ - 1 794 факта незаконного распространения порнографических материалов или предметов (в 2007 году - 3 128, в 2006 году - 2 876), из них 444 преступления с использованием информационных технологий (в 2007 году - 616; в 2006 году - 1 115); по ст. 242.1 УК РФ - 223 преступления (в 2007 году - 299) в сфере оборота материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, из них 187 - с использованием Интернета (в 2006 году - 248, в 2007 году - 137).
Проведенное Институтом Австралии исследование влияния порнографии на несовершеннолетних выявило, что 53% детей испытали отвращение и расстройство от когда-либо увиденного материала порнографического содержания; молодые люди могут быть потрясены имиджем и масштабами "нестандартного" сексуального поведения; достаточно высока возможность принятия и подражания "нестандартному" поведению (насилие, садомазохизм и т.п.).
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, рынок порноиндустрии стимулирует совершение половых преступлений в отношении малолетних детей. Следственными органами установлены факты продажи порнографии с детьми 6 - 8-летнего возраста и младше. Многих лиц с неустойчивой психикой просмотр подобных порнографических записей подталкивает к совершению развратных действий и иных сексуальных преступлений в отношении малолетних.
Проведенный в 2008 г. Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в нескольких регионах страны опрос молодежи (более полутора тысяч студентов) показал, что у большинства из них распространение в обществе сексуальной распущенности и порнографии вызывает тревогу: две трети респондентов оценивают ситуацию в данной сфере как неудовлетворительную, причем половина из их числа - как катастрофическую. Политику государства в сфере регулирования оборота порнографии не одобряют более половины опрошенных (56,5%), каждый второй признал зависимость криминальной ситуации в стране от пропаганды в СМИ сексуальной распущенности, разврата, распространения порнографии. Примерно две трети студентов считают, что за оборот порнографических материалов и предметов действующие юридические санкции занижены, 65,3% опрошенных предложили ужесточить уголовную ответственность за оборот любой порнографии, 82,7% - за "детскую порнографию".
В то же время действующие нормы, регламентирующие ответственность за сексуальное совращение, нравственное растление и сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних, не отвечают в полной мере требованиям международного права о приоритетной охране прав и законных интересов детей, прежде всего статье 34 Конвенции ООН о правах ребенка, обязывающей государства принимать все необходимые меры "для предотвращения склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности".
Российская уголовная политика в рассматриваемой сфере вступает в противоречие с современными тенденциями развития международного публичного права, ориентирующего государства на усиление уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и нравственности детей. Соответствующие меры закреплены в принятых 03.04.2008 на 30-й сессии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств Модельном законе "О противодействии торговле людьми" и Рекомендациях по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми.
В то же время одночастная законодательная конструкция статей 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации не содержит необходимой дифференциации уголовной ответственности за посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков, не достигших 16-летнего возраста, в зависимости от характера, способа, места совершения преступления характеристик субъекта посягательства и иных обстоятельств, обусловливающих тяжесть причиняемого потерпевшему вреда. Действующая редакция указанных норм не учитывает повышенной степени общественной опасности таких преступных посягательств в случаях совершения их в отношении двух или более несовершеннолетних; группой лиц по предварительному сговору; с применением обмана, злоупотребления доверием или подкупом потерпевшего; в помещении или на территории образовательного учреждения, а также лицами, от которых потерпевший в силу своего возраста и социального положения находится в полной психологической, родственной, материальной и иной зависимости.
Совершение сексуальных посягательств на несовершеннолетнего его родителями или иными близкими родственниками (инцест), иными лицами (педагогами, учителями, воспитателями), от которых ребенок находится в зависимости, наносит пострадавшему особую психологическую травму, причиняет более тяжкий вред его психическому и физическому здоровью, нарушение процесса нравственного, психического и психосексуального развития. В зарубежном уголовном праве для обозначения подобных способов совращения используются понятия "соблазнение" ребенка или "злоупотребление авторитетом", использование которых влечет более строгие меры уголовной ответственности (в Дании, Голландии, Испании и др.). В приложении к Рекомендациям Rec (2002)5 Комитета министров государствам-членам о защите женщин от насилия (2002 год) отмечается, что несовершеннолетние, независимо от того замужем/женаты они или нет, должны быть защищены от всякого посягательства, в том числе сексуального, со стороны членов их семьи; отношения, построенные на привязанности, доверии или подчинении, между несовершеннолетним/ней и его/ее матерью или отцом ставят, как правило, несовершеннолетнего/нюю в положение зависимости.
В действующей редакции статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации не учитывается также тяжесть вреда, причиненного потерпевшему ребенку. В то же время современные исследования в области клинической и судебной подростковой психиатрии свидетельствуют о том, что ненасильственные сексуальные злоупотребления в отношении несовершеннолетних со стороны взрослых лиц не менее опасны для здоровья, психического, психосексуального, социального и нравственного развития потерпевших, чем насильственные. По данным ГНЦ ССП имени В.П. Сербского, в судебной экспертной практике у пострадавших от таких преступлений детей зафиксированы посттравматические стрессовые расстройства в форме психогенных невротических расстройств (энурез, логоневроз, страхи, психосоматические и тревожно-фобические нарушения, астенодепрессивные состояния, атипичные депрессии); личностных и психосексуальных расстройств (опережение и извращение становления сексуальности, формирование садомазохистских тенденций с гомосексуальной ориентацией у мальчиков); поведенческих нарушений (включая аффективные расстройства и агрессивные реакции, в том числе членовредительство и суицидальные акты) <1>. Специалисты в области охраны здоровья детей признают, что в результате начала половой жизни до достижения подростком полной половой, физической и психической зрелости возрастает риск нарушений психосексуального развития личности, в том числе формирования впоследствии склонности к насилию и садизму, аномальному сексуальному поведению.
   --------------------------------

<1> Клиническая и судебная подростковая психиатрия. Под ред. В.А. Гурьевой (коллектив авторов), М. 2007, с 347 - 350.

Комитет министров Совета Европы в Рекомендации от 09.09.1991 № R(91)11 относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми подчеркнул, что сексуальный опыт, связанный с этим социальным явлением, часто с ранним сексуальным злоупотреблением в семье или вне ее, может быть вреден для пострадавших детей и, как правило, приводит к серьезным длительным, а порой - необратимым последствиям для их физического, психологического, психосексуального, нравственно-духовного и социального развития.
В статьях 135, 242, 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации не предусмотрены повышенные меры уголовной ответственности за коммерческие и публичные формы растления несовершеннолетних, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (Интернета, мобильной телефонной связи) либо с извлечением дохода в особо крупном размере.
За последние годы мировой рынок детской порнографии стал одним из самых прибыльных секторов теневой экономики, принося значительные доходы при относительно небольших вложениях. По сведениям Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), его годовой оборот в мире составляет от 2,2 до 3,3 млрд. евро.
В связи с тем что за совершение преступных посягательств на половую неприкосновенность детей в статьях 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации установлены неоправданно низкие санкции - до четырех лет лишения свободы и ниже, они отнесены к преступлениям небольшой и средней тяжести. В связи с этим на них распространяется большинство актов амнистии, в следственно-судебной практике нередко допускается необоснованное прекращение уголовных дел в связи с примирением сторон или с деятельным раскаянием виновного, назначение взрослым растлителям условного осуждения, условно-досрочного их освобождения от отбывания наказания, освобождении от наказания в связи с изменением обстановки. Так, удельный вес лиц, условно осуждаемых в последние годы к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьей 134 Уголовного кодекса Российской Федерации, от общего числа осужденных за указанный вид преступлений составляет до 70% (в 2008 г. - 700 чел.), тогда как в 2003 г. - около 40%. Последовательно растет число прекращенных судами дел по статьям 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с примирением с потерпевшими (статья 76 Уголовного кодекса Российской Федерации). Если в 2003 г. по этим статьям судами были прекращены по указанному основанию уголовные дела в отношении 35 лиц, то в 2008 г. - уже в отношении 443 чел.
Действующая редакция статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, ограничивающая максимальный срок применения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью пятью годами при назначении его в качестве основного вида наказания, и тремя годами - в качестве дополнительного, не способствует решению остро актуальной задачи предупреждения рецидива преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. В Рекомендации № 1583 осенней сессии ПАСЕ 2002 г., посвященной проблеме предупреждения рецидивных преступлений против детей (Страсбург), государствам рекомендовано законодательно закреплять общие основания для установления судом лицам, осужденным за преступления против несовершеннолетних, запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 10 лет. В ряде случаев, например при совершении сексуальных преступлений против детей учителем или врачом, такой запрет может быть постоянным (см. также Рекомендации Комитета министров Совета Европы относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации № R(91)11 и Rec (2001)16).
В зарубежном уголовном праве имеются примеры установления более длительных чем в России сроков применения подобного вида наказаний. Например, Уголовный кодекс Германии предусматривает право суда назначить данный вид наказания пожизненно ("навсегда"), "если максимально установленный законом срок для предотвращения исходящей от лица опасности является недостаточным (§ 70). Уголовный кодекс Франции в статьях 222-45 предусматривает за преступления против несовершеннолетних в качестве бессрочного наказания либо сроком до десяти лет запрет осуществлять профессиональную или на общественных началах деятельность, предполагающую систематический контакт с несовершеннолетними лицами.
Российское уголовное законодательство не в полной мере соответствует также международным стандартам борьбы с детской порнографией. В нем до сих пор отсутствует ответственность за ее хранение без цели сбыта, а также законодательные определения понятий "порнографическая продукция", "порнографическая продукция с порнографическим изображением или описанием несовершеннолетнего" ("детская порнография"), что затрудняет правоприменительную деятельность, позволяет преступникам уходить от уголовной ответственности и наказания. Тем самым, не соблюдены рекомендации относительно закрепления в национальном законодательстве дефиниции термина "детская порнография", закрепленные Факультативным протоколом № 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2001 г)., Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации (2001 г.), Конвенцией Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и посягательств сексуального характера (2007 г)., Рекомендацией Rec (2001)16 Комитета Министров Совета Европы относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации (2001 г.), Рамочным решением 2004/68/JAI Совета Европейского Союза о борьбе с сексуальной эксплуатацией детей и детской порнографией (2003 г.), Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (2008 г.) и Модельным законом государств-участников СНГ "О противодействии торговле людьми" (2008 г.).
Термин "детская порнография" хотя и несколько не соответствует стилистике русского языка, в то же время - правовое понятие, устоявшееся как в международном праве, так и в правоприменительной практике. Этот термин лаконичен, не утяжеляет текст закона и легко увязывается с термином "порнографическая продукция".
В международном праве использование реальных детей (а не их образов) для изготовления порнографической продукции рассматривается как разновидность торговли людьми, совершаемой в целях коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. Такое деяние должно влечь более тяжкое наказание, нежели предусмотренное действующей редакцией статьи 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, размещенной в главе о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, - до 15 лет лишения свободы. Для сравнения, в настоящее время максимальный срок наказания за аналогичные преступления согласно статье 242.1 УК РФ - 8 лет лишения свободы.
Согласно международным стандартам борьбы с оборотом детской порнографии с учетом тяжести деяния преступлениями должны считаться не только производство и сбыт любыми средствами детской порнографии, ее предложение, распространение или передача, но также "обеспечение доступа к ней", "приобретение детской порнографии для себя или другого лица", а равно "простое хранение в любой форме порнографических материалов, в которых фигурируют дети или смоделированные изображения детей" (Рекомендации Комитета Министров Совета Европы относительно защиты детей от сексуальной эксплуатации Rec (2001)16). В Рекомендации Комитета Министров Совета Европы Recommendation 1371 (1998) Abuse and neglect of children указывается на недопустимость в борьбе с эксплуатацией детей в порнографии проведения различий между частным владением порнографическими изображениями и торговлей такими изображениями, поскольку оба типа поведения влекут за собой отрицание прав ребенка. В решении Международной конференции по борьбе с детской порнографией в Интернете (Вена, 1999 год) также содержится призыв к криминализации производства, распространения, экспорта, передачи, импорта, умышленного хранения детской порнографии и ее рекламы. Следует также заметить, что уголовно-правовые запреты на простое обладание детской порнографической продукцией или ее хранение без цели сбыта имеются в уголовном законодательстве многих зарубежных государств, в том числе Австрии, Канады, США, Нидерландов, Германии.
По экспертным оценкам, оборот детской порнографии - это хорошо налаженный бизнес, в котором действуют все законы рыночной экономики, в том числе и тот, согласно которому спрос рождает предложение. Пока общество не поставит вне закона потребителя этой продукции, количество желающих извлечь из этого высокорентабельного вида бизнеса прибыль вряд ли сократится. Введение уголовной ответственности за хранение детской порнографии позволит существенно подорвать экономическую базу организованных преступных групп, которые занимаются производством порнопродукции, и предупредить совершение более тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних (так как хранение детской порнографии для личного использования часто стимулирует желание воспроизвести увиденное уже путем совращения реального, а не виртуального ребенка).
3. Предлагаемый законопроект предусматривает комплекс правовых мер, направленных на совершенствование уголовного законодательства в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции, в том числе с использованием детей, включая:
1) приведение норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса Российской Федерации в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, предусматривающими защиту детей от сексуального совращения, сексуальной эксплуатации и иных сексуальных злоупотреблений со стороны взрослых лиц;
2) реализацию в нормах Уголовного кодекса Российской Федерации положений российского законодательства, направленных на обеспечение нормального физического, психического, психосексуального, нравственного и социального развития несовершеннолетних;
3) профилактику рецидива преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе со стороны взрослых лиц, страдающих психосексуальными расстройствами, связанными с аномальным влечением к несовершеннолетним, квалифицируемыми в соответствии с Международным классификатором болезней 10-го пересмотра как расстройства сексуального предпочтения, в том числе путем предупреждения трудоустройства на работу в образовательные, воспитательные, лечебные либо иные учреждения, обязанные осуществлять надзор за детьми, лиц, страдающих указанными сексуальными расстройствами, ранее судимых за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;
4) расширение правовых гарантий обеспечения половой неприкосновенности несовершеннолетних, их защиты от сексуальных злоупотреблений и сексуальной эксплуатации, в том числе от их использования в порнобизнесе;
5) усиление уголовной ответственности за наиболее опасные, в том числе инцестные, коммерческие, организованные и транснациональные разновидности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, публичные формы их растления, сексуального совращения и сексуальной эксплуатации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая Интернет;
6) закрепление в уголовном законодательстве легального определения понятий "порнографическая продукция", "детская порнография", позволяющих отграничивать их от продукции эротического характера, оборот которой не влечет уголовной ответственности;
7) расширение в соответствии с международными стандартами перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей путем криминализации незаконного изготовления "детской порнографии" без использования несовершеннолетнего и (или) хранение, перемещение "детской порнографии" через Государственную границу Российской Федерации без цели ее распространения, публичной демонстрации или рекламирования, а также выделение в главе 20 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве самостоятельного состава преступления наиболее опасной разновидности преступлений в сфере изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних - использования несовершеннолетнего в целях изготовления и оборота "детской порнографии".
4. Законопроектом также вносятся следующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации:
1) в статье 47 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливаются сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания (до двадцати лет) за преступления, предусмотренные статьями 131, 132, 133, 134, 135, 151.1, 127.1, 127.2, 240, 241, 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в отношении несовершеннолетнего педагогом либо иным лицом, на которое законом или договором возложена обязанность по воспитанию, образованию, защите прав и законных интересов либо по уходу за ним;
2) часть пятая статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации дополняется положением, согласно которому на осужденного условно, страдающего расстройствами сексуального предпочтения, помимо иных обязанностей, возложенных на него судом в целях его исправления, возлагается обязанность пройти курс соответствующего лечения; в связи с тем, что положения указанной нормы, в соответствии с частью второй статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, распространяются также на осужденных, к которым применяется условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, указанная новация должна способствовать профилактике рецидива преступлений педофильной направленности (статьи 131, 132, 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации);
3) в статьях 133, 134, 135, 242 Уголовного кодекса Российской Федерации вводятся квалифицированные составы преступлений, отсутствующие в действующей редакции (а в статьях 134, 242 Уголовного кодекса Российской Федерации - также особо квалифицированного состава), позволяющие адекватно отразить при квалификации таких преступных посягательств повышенную степень их общественной опасности и тяжесть причиняемого ими вреда;
4) в качестве квалифицирующих признаков в статьях 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается ответственность за совершение указанных преступлений родителем или иным лицом, на которое законом или договором возложены обязанности по содержанию, воспитанию, образованию и (или) защите прав и законных интересов несовершеннолетнего либо по уходу за ним, а также за их совершение в помещении или на территории образовательного учреждения;
5) в квалифицированных составах статей 135, 242, 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается установить повышенную уголовную ответственность за массовые, публичные формы растления детей, в том числе с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования;
6) повышение санкций в квалифицированных составах преступлений, предусмотренных проектами статей 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, позволит отнести к категории тяжких преступлений групповые, организованные, публичные и коммерческие формы ненасильственных посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних, не достигших шестнадцатилетнего возраста;
7) статья 134 Уголовного кодекса Российской Федерации дополняется частью третьей, предусматривающей лишение свободы на срок от четырех до десяти лет за совершение полового сношения или иных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, если они повлекли по неосторожности психическое расстройство, самоубийство потерпевшего (потерпевшей);
8) в санкции квалифицированных составов преступлений, предусмотренных статьями 134, 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с предлагаемой новой редакцией статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации вводится такой вид дополнительного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати (в статье 135 Уголовного кодекса Российской Федерации) и до двадцати лет (в статье 134 Уголовного кодекса Российской Федерации);
9) выделение в главе 20 Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против семьи и несовершеннолетних в качестве самостоятельного состава преступления статьи 151.1, предусматривающей уголовную ответственность за использование несовершеннолетнего в целях изготовления и оборота "детской порнографии" с установлением максимального наказания до 15 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от семи до двадцати лет или без такового;
10) закрепление в уголовном законодательстве максимально полного, содержащего критерии его отграничения от смежных понятий определения понятия "порнографическая продукция" как не являющихся объектами культурного наследия, не представляющих художественной ценности и не имеющих научного, медицинского или учебного назначения материалов и предметов, содержащих описание или фото-, видео- или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами): либо половых органов человека, либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового акта, либо иное сопоставимое с половым актом действие сексуального характера, в том числе совершаемое в отношении животного или умершего человека;
11) введение в уголовное законодательство в соответствии с международными стандартами легального определения понятия "детская порнография", под которой предлагается понимать предусмотренную примечанием 1 к статье 242 УК РФ порнографическую продукцию, в которой содержится изображение или описание: либо несовершеннолетнего, в том числе реально совершающего или имитирующего половой акт или иные действия сексуального характера; либо половых органов несовершеннолетнего; либо имитирующего несовершеннолетнего или его половые органы совершеннолетнего лица, реально совершающего или имитирующего половой акт или иные действия сексуального характера; либо иных действий сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетнего или с его участием (под термином "сексуальный характер" законопроектом понимается изображение, описание, действие, связанное с возбуждением, проявлением или удовлетворением полового влечения);
12) криминализацию действий, связанных с оборотом детской порнографии, совершаемых в форме: хранения в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования такой продукции и без таковых целей; приобретения в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования такой продукции, публичной демонстрации.
13) установление уголовной ответственности за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографической продукции среди несовершеннолетних, либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста,
14) введение уголовной ответственности за незаконные изготовление и оборот порнографической продукции, совершенные при наличии квалифицирующих обстоятельств, таких как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, с извлечением дохода в особо крупном размере.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ УСИЛЕНИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ОБОРОТУ
ПОРНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ
УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ОБОРОТУ ПОРНОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции" потребует внесения изменении в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru