ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по вопросам семьи, женщин и детей от 23.12.2008 № 3.6-12/33
"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 112803-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ,
ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 23 декабря 2008 г. № 3.6-12/33
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 112803-5 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20.11.2008 (выписка из протокола № 67, п. 33) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел указанный законопроект.
Проектом Федерального закона № 112803-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенным депутатом Государственной Думы Ю.А. Напсо, предлагается внести изменения в статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации и тем самым ужесточить наказание за изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, а также за насильственные действия сексуального характера, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей).
1. По мнению автора законодательной инициативы, преступления, сопряженные со смертью потерпевших, с отягчающими обстоятельствами - изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера, должны наказываться не только лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, но более строго - пожизненным лишением свободы либо смертной казнью.
Вместе с тем данные виды санкций законопроектом предлагается установить за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, что противоречит части 1 статьи 57 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности, а равно части 1 статьи 59 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей установление смертной казни как исключительной меры наказания только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
2. Кроме того, законопроектом не соблюден принцип дифференциации уголовной ответственности, в соответствии с которым санкции за преступления, совершенные по неосторожности, должны быть более низкими, чем за умышленные преступления.
Таким образом, в случае принятия законопроекта будет нарушен принцип справедливости наказания, предусмотренный Уголовным кодексом Российской Федерации, так как меры наказания за убийство, сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера (пункта "к" части второй статьи 105), и за изнасилование либо насильственные действия сексуального характера, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), будут неоправданно уравнены, без учета повышенной степени общественной опасности умышленного лишения жизни по сексуальным мотивам.
К тому же уравнивание санкций за умышленное и неосторожное лишение жизни потерпевших от изнасилования и насильственных действий сексуального характера на практике может стимулировать виновных к умышленному лишению жизни жертв с целью сокрытия преступления.
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: проект Федерального закона № 136215-5 имеет название "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и противодействия изготовлению и обороту порнографической продукции".
3. Как следует из пояснительной записки, одной из целей рассматриваемого законопроекта является усиление ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Однако в тексте законопроекта данный вопрос не нашел последовательной реализации. В связи с тем, что совершению тяжких насильственных преступлений против половой неприкосновенности детей и подростков на практике нередко предшествуют менее тяжкие ненасильственные сексуальные посягательства на несовершеннолетних, в целях профилактики подобного рода преступлений в статьи 134 и 135 Уголовного кодекса Российской Федерации следовало бы внести изменения, направленные на усиление уголовной ответственности за наиболее общественно опасные разновидности ненасильственных преступлений против половой неприкосновенности лиц, не достигших 16-летнего возраста. В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект Федерального закона № 136215-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних". Данный законопроект не только расширяет правовые гарантии обеспечения половой неприкосновенности несовершеннолетних, их защиты от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации, но и ужесточает уголовную ответственность за наиболее опасные разновидности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в соответствии с пунктом 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта Федерального закона до его рассмотрения в первом чтении.