Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по охране здоровья от 24.12.2008
"ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 141018-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по охране здоровья_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 декабря 2008 года

ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 141018-5 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект Федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается установить ряд мер, направленных на сохранение здоровья и обеспечение духовного и нравственного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни и предоставления возможности субъектам Российской Федерации с учетом местных особенностей и традиций устанавливать своими законами нормы по недопущению негативного воздействия ряда факторов на здоровье и развитие детей.
Комитет по охране здоровья отмечает, что в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. В Декларации прав ребенка обращено внимание на то, что "ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" детство признается важным этапом жизни человека, а государственная политика в интересах детей является приоритетной.
Комитет по охране здоровья считает, что предлагаемое законопроектом введение норм является актуальным и своевременным. Введение законопроектом нормы "защита детей от негативного воздействия на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие" несомненно усилит обязательства государства, осуществляемые в интересах детей и направленные на охрану здоровья.
Вместе с тем Комитет отмечает следующее:
Законопроектом устанавливаются меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в помещениях юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных и иных местах, предназначенных для реализации алкогольной продукции, пива, напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка. Однако следует отметить, что перечисленные выше объекты (пивные рестораны, винные и пивные бары, рюмочные и иные места, в которых происходит реализация алкогольной продукции, пива, напитков, изготавливаемых на его основе), как правило, не являются объектами, где происходит "исключительная" реализация алкогольной продукции, большинство из них - это пункты общественного питания, востребованные населением, включая семьи.
В соответствии с законопроектом субъектом правоприменения являются исключительно лица, не достигшие возраста 14 лет. В то же время Конвенцией о правах ребенка ребенком признается каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком является лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). Статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации дееспособность гражданина в полном объеме устанавливается только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста (или со времени вступления в брак). Комитет по охране здоровья информирует, что по данным официальной статистики и экспертным оценкам особо уязвимой группой населения с точки зрения их взросления, социальной адаптации, особенностей становления физического и психического здоровья детей, формирования репродуктивной функции являются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Однако дети этой возрастной группы не включены в законопроект.
Законопроектом предложено введение нормы, устанавливающей меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в ночное время в местах, предназначенных для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания, развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (за исключением организаций культуры, учреждений и организаций, предназначенных для образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей), и иных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих).
Комитет по охране здоровья считает, что введение данной нормы приводит к некоторым противоречиям с положением, предусмотренным статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции", согласно которому розничная продажа алкогольной продукции не допускается в детских, образовательных и медицинских организациях; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организациях общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, несовершеннолетним, то есть детям до достижения ими возраста 18 лет (совершеннолетия).
Кроме того, Комитет полагает необходимость уточнения понятия, предусмотренного законопроектом, - "лица, заменяющие родителей, а также лица, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с участием детей", приведения в соответствие с действующим законодательством этого понятия, и уточнения органа, уполномоченного формировать список этих лиц.
Комитет по охране здоровья также предлагает дополнительное использование в законопроекте термина "здоровье" наряду с термином "физическое развитие", поскольку влияние любых факторов (биологических, медицинских, средовых, экопатологических, социальных и других) отражается не только на массо-ростовых характеристиках ребенка и гармоничности его развития, но и на работе всех органов и систем детского организма, процессах адаптации, формировании и развитии заболеваний как острых, так и хронических.
Конвенцией о правах ребенка признано, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государство в максимально возможной степени обеспечивает выживание и здоровое развитие ребенка. В соответствии с нормами международного права ребенок должен быть обеспечен такой защитой и заботой, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов, других лиц, несущих за него ответственность по закону.
Комитет по охране здоровья поддерживает законодательную инициативу, направленную на решение такой важной и необходимой проблемы, как законодательное обеспечение мер, направленных на сохранение здоровья и обеспечение духовного и нравственного развития детей.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает законопроект концептуально и отмечает необходимость рассмотрения высказанных предложений.

Председатель Комитета
О.Г.БОРЗОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru