Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета по вопросам семьи, женщин и детей от 20.01.2009 № 3.6-12/34
"НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 141018-5 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кем подготовлен
Комитет ГД ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей_Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей



ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ,
ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 20 января 2009 г. № 3.6-12/34

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 141018-5 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ
ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(в части установления мер по содействию физическому,
духовному и нравственному развитию детей)

Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект Федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части установления мер по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей), внесенный Президентом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", дополнив положения пункта первого статьи 4, определяющие цели государственной политики в интересах детей, целью защиты детей от негативного воздействия на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Кроме того, законопроектом предлагается дополнить указанный Федеральный закон статьей 14.1 о мерах по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей, формированию у них навыков здорового образа жизни. К числу таких мер относятся меры по наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по созданию благоприятных условий для деятельности организаций, предназначенных для образования, воспитания, развития и оздоровления, развлечений и досуга детей, для детского и семейного отдыха и других объектов социальной инфраструктуры для детей. Предлагается также наделить субъекты Российской Федерации полномочиями с учетом местных традиций и особенностей устанавливать своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей, в том числе:
1) меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в помещениях, предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера, алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка;
2) меры по недопущению нахождения лиц, не достигших возраста 14 лет, в ночное время в определенных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
3) определять места, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка, и иные места, нахождение в которых лиц, не достигших возраста 14 лет, в ночное время не допускается без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Кроме того, предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право сокращать период ночного времени, в течение которого не допускается нахождение лиц, не достигших возраста 14 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в определенных местах, и наделять органы местного самоуправления полномочиями определять на территории соответствующих муниципальных образований места, нахождение в которых лиц, не достигших возраста 14 лет, не допускается.
При этом субъекты Российской Федерации вправе своими законами устанавливать административную ответственность за несоблюдение установленных требований по обеспечению физического, духовного и нравственного развития детей.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает данный законопроект.
Вместе с тем Комитет отмечает, что ряд положений законопроекта нуждается в уточнении.
1. Абзацем вторым пункта 3 предлагаемой статьи 14.1 предусматривается, что запрет на посещение мест, предназначенных исключительно для реализации товаров сексуального характера, алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и иных мест, нахождение в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка, может быть установлен только применительно к лицам, не достигшим возраста 14 лет.
По мнению Комитета, данное предложение в части установления возраста детей, до достижения которого им запрещается посещать указанные места, входит в противоречие с рядом норм действующего российского законодательства, также направленных на защиту здоровья и нравственного развития детей. Так, статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на применение труда лиц, не достигших возраста 18 лет, в ночных кабаре и клубах, на работах, связанных с торговлей спиртными напитками. Статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", статьей 2 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" несовершеннолетним запрещена продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
По данным Минздравсоцразвития России, ведущих медицинских центров страны ("Научный центр здоровья детей", "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, Институт возрастной физиологии РАН), современные российские юноши и девушки в среднем достигают полной половой и психофизиологической зрелости не ранее 18 лет, а дети из неблагополучных семей еще позже.
Полагаем, что в целях приведения предлагаемой нормы в соответствие с действующим законодательством, предотвращения вреда здоровью и нравственному развитию детей положения законопроекта, наделяющие субъекты Российской Федерации полномочием устанавливать запрет на посещение указанных мест, должны распространяться на лиц, не достигших возраста 18 лет.
2. Абзацем третьим пункта 3 предлагаемой статьи 14.1 предусматривается, что запрет нахождения в ночное время в отдельных общественных местах и помещениях без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также иных лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, может распространяться на лиц, не достигших возраста 14 лет. По мнению Комитета, этот порядок должен быть распространен на детей, не достигших возраста 16 лет, с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права с учетом местных традиций и особенностей снижать своими законами этот возраст до 14 лет. В противном случае такое законодательное решение неизбежно поставит под угрозу безопасность детей, будет способствовать дальнейшему распространению их безнадзорности и виктимизации, вовлечению в антиобщественные действия и в преступления, превращению детей в жертвы сексуального растления и коммерческой сексуальной эксплуатации, расширению сферы торговли детьми.
Согласно данным, представленным МВД России, количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, составляет более 75% от общего числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Так, в 2007 году коэффициент криминальной активности 14 - 15-летних подростков на 100 тыс. населения составил 1085,2, тогда как 16 - 17-летних в 2 раза выше. В 2007 году количество несовершеннолетних, поставленных на учет подразделениями по делам несовершеннолетних, составило 284822, из них в возрасте до 14 лет - 58774 (21%), в возрасте 14 - 16 лет - 226048 (79%) несовершеннолетних. За совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено 335595 несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет и 472438 несовершеннолетних в возрасте 16 - 17 лет.
Следует учитывать также, что подавляющее большинство правонарушений совершается несовершеннолетними в позднее вечернее и ночное время.
Введение дифференцированных возрастных ограничений на пребывание несовершеннолетних в общественных местах в ночное время на практике позволит улучшить как ситуацию с безнадзорностью детей, так и криминальную активность несовершеннолетних.
В качестве примера можно привести следующие данные.
В Краснодарском крае с августа 2008 года действует Закон "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". Данным Законом установлен ряд ограничений на пребывание несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых. Как отмечает Законодательное Собрание Краснодарского края, в период реализации указанного Закона наметилась положительная тенденция сокращения пребывания несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых. С августа по ноябрь 2008 года с 700 до 200 человек сократилось число выявленных в общественных местах после 22 часов безнадзорных несовершеннолетних. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 22 процента снизилось количество фактов участия детей и подростков в преступлениях. В том числе на 30% - грабежей с участием несовершеннолетних и краж, совершаемых несовершеннолетними, за указанный период не зарегистрировано убийств, совершенных подростками. За этот же период на 8,5% меньше совершено преступлений в отношении несовершеннолетних.
В Ивановской области в период действия в 2007 году норм областных Законов "О защите прав ребенка" и "Об административных правонарушениях в Ивановской области", предусматривающих административную ответственность родителей (законных представителей) за нахождение детей в возрасте до 16 лет в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых, число совершенных несовершеннолетними грабежей сократилось на 16%, разбоев - на 12%. Количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, сократилось на 25,3%.
Полагаем, что высказанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект Федерального закона № 141018-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части установления мер по физическому, духовному и нравственному развитию детей) в первом чтении.

Председатель Комитета
Е.Б.МИЗУЛИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru