ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Необходимость принятия предлагаемого проекта Федерального закона обусловлена принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу усиления уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних), внесенного Президентом Российской Федерации в Государственную Думу 13 июня 2009 года и принятого Государственной Думой во втором чтении 1 июля 2009 года.
1. Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" статьи 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) дополняются новыми положениями, в связи с чем меняется структура обеих статей (вместо трех частей указанные статьи будут состоять из четырех частей). Часть третья статьи 131 УК РФ в редакции законопроекта предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет за изнасилование несовершеннолетней (по действующему УК РФ, это деяние предусмотрено пунктом "д" части второй статьи 131). Часть четвертая той же статьи в редакции законопроекта предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет за изнасилование потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста (по действующему УК РФ, это деяние предусмотрено пунктом "в" части третьей статьи 131).
Часть третья статьи 132 УК РФ в редакции законопроекта за насильственные действия сексуального характера, если они совершены в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней), предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (по действующему УК РФ, это деяние предусмотрено пунктом "д" части второй статьи 132). Часть четвертая той же статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет за насильственные действия сексуального характера, если они совершены в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста (по действующему УК РФ, это деяние предусмотрено пунктом "в" части третьей статьи 132).
В целях устранения образовавшегося уголовно-правового пробела в части, касающейся определения подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью четвертой статьи 131 УК РФ и частью четвертой статьи 132 УК РФ, необходимо внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) в части определения подсудности указанной категории уголовных дел. Предлагается уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частями третьей и четвертой статьи 131 УК РФ, отнести к подсудности Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.
Кроме того, в соответствии с частью второй статьи 31 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 132 УК РФ, необоснованно отнесены к подсудности районных судов. Между тем характер и степень общественной опасности преступлений, предусмотренных статьей 132 УК РФ, аналогичны характеру и степени общественной опасности преступлений, предусмотренных статьей 131 УК РФ. Об этом свидетельствуют также одинаковые санкции за преступления, предусмотренные статьями 131 и 132 УК РФ. Предлагается к подсудности Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа отнести и преступления, предусмотренные частями третью и четвертой статьи 132 УК РФ.
2. Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" предусмотрено дополнение статей 134 и 135 УК РФ новыми частями, предусматривающими наказание за совершение ненасильственных сексуальных преступлений в отношении детей в зависимости от возраста потерпевшего, в отношении 12 - 13-летних детей (часть вторая статьи 134 и часть вторая статьи 135 УК РФ в редакции законопроекта) и в отношении детей 11 лет и младше (часть третья статьи 134 и часть третья статьи 135 УК РФ в редакции законопроекта). Согласно части первой статьи 31 и пункту 3 части второй статьи 151 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 134 и 135 УК РФ, подследственны органам внутренних дел Российской Федерации и подсудны мировому судье.
Между тем очевидно, что преступления, предусмотренные статьями 134 и 135 УК РФ, имеют высокую степень общественной опасности, а следовательно, их расследование и рассмотрение требует особого профессионализма и опыта, так как потерпевшими по этим делам являются дети, в том числе малолетние. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 134 и 135 УК РФ, должны быть подсудны районным судам.
Как показывает правоприменительная практика, разграничение преступлений, предусмотренных статьями 131, 132, 134 и 135 УК РФ, представляет определенную сложность именно в отношении малолетних. В связи с тем что статьи 134 и 135 УК РФ дополняются новыми положениями, предусматривающими более строгое наказание за ненасильственные сексуальные преступления, совершенные в отношении малолетних, и в целях обеспечения единства подходов к квалификации преступлений против половой неприкосновенности детей было бы целесообразно отнести к подследственности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации расследование всей группы указанных преступлений.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.