Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






"СУД КАК СУБЪЕКТ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ ПО УПК РФ 2001 ГОДА"
(А.П. Рыжаков)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Дата
04.04.2002

Официальная публикация в СМИ:
Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Автор
Рыжаков А.П.


Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.04.2002.



Подготовлен для системы КонсультантПлюс

СУД КАК СУБЪЕКТ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
В РОССИИ ПО УПК РФ 2001 ГОДА

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 4 апреля 2002 года

А.П. РЫЖАКОВ

Рыжаков Александр Петрович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, автор более чем 63 книг по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, в том числе автор моноучебников уголовного процесса и правоохранительных органов для высших юридических учебных заведений, монопостатейных комментариев к УПК РСФСР, АПК РСФСР, а также 6/7 комментария к ГПК РСФСР. Общий объем публикаций превысил 1100 печ. листов.

Принятый 22 ноября 2001 года Государственной Думой Российской Федерации новый УПК РФ отличается несколько иной, чем ранее, проработкой вопросов правового статуса суда. По сравнению с прежним УПК РСФСР 1961 года, в новом УПК РФ 2001 года в разделе, именуемом "Участники уголовного судопроизводства" (Раздел 2 УПК РФ), появилась отдельная глава, посвященная деятельности суда как субъекта уголовного судопроизводства (Глава 5 УПК РФ - "Суд"). В действовавшем ранее УПК РСФСР нормы, регламентирующие данный вопрос, либо вообще отсутствовали, либо размещались в нескольких главах, регламентирующих деятельность суда на различных стадиях уголовного процесса.
Но в начале следует определиться с самим понятием "суд". В п. 48 ст. 5 УПК РФ данная уголовно - процессуальная категория определена как "любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом". Определяя термин "суд" через понятие "любой суд", законодатель вряд ли позволяет нам получить четкое представление о данном правовом явлении.
Именно поэтому прежде чем перейти к комментированию положений главы 5 УПК РФ, необходимо разъяснить п. 48 ст. 5 УПК РФ.
Итак, под понятием "суд" в уголовном процессе понимается рассматривающий уголовное дело состав Верховного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, районного (городского) суда, военного суда, а также судья (мирового судьи), рассматривающий дело единолично.
Верховный Суд РФ уполномочен на рассмотрение дел по первой инстанции в качестве суда кассационной инстанции, в порядке надзора, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.
У Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа тоже есть право в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда первой и кассационной инстанций, в порядке надзора, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами. Эти суды, в свою очередь, признаются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным (городским) судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Районный (городской) же суд в пределах своей компетенции рассматривает уголовные дела в качестве суда первой, апелляционной инстанций, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами. При этом он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Именно он и правомочен в апелляционном порядке, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами, проверять законность и обоснованность решений (приговоров, постановлений) мировых судей.
По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и кассационной инстанций, в порядке надзора, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами.
Суд в уголовном процессе появляется впервые с принятия им заявления (сообщения) о преступлении, принесения в его адрес жалобы на незаконное или необоснованное действие или решение дознавателя, следователя, прокурора или с момента передачи в суд уголовного дела (материала).
Суд не всегда обладает одним и тем же правовым статусом. Статус различается не только в зависимости от стадии уголовного процесса (подготовка к судебному заседанию, кассационное производство и др.), в которой он реализуется, но и от того, какого рода дела судом разрешаются (проверка законности и обоснованности действия или решения дознавателя, следователя, прокурора, дела частного или публичного обвинения и т.д.).
К судьям УПК относит председателя, заместителя председателя и членов любого суда общей юрисдикции по должности, то есть судей, осуществляющих свои обязанности на профессиональной основе. Полномочия судьи так же, как и суда, отличаются в зависимости от стадии уголовного процесса и вида осуществляемой им деятельности. Помимо этого права и обязанности судей одного состава суда также неодинаковы. У судьи, председательствующего в судебном заседании, более широкий круг полномочий, чем у остальных членов суда.
Председательствующим в этом смысле слова признается судья, председательствующий при коллегиальном рассмотрении дела в любом из таких составов суда или рассматривающий дело единолично. В заседании районного (городского) суда председательствует председатель этого суда или судья, а в заседании всякого иного суда - председатель, заместитель председателя или судья. Он начинает уголовно - процессуальную деятельность с открытия судебного заседания.
Получив представление о том, что такое суд, перейдем к анализу норм УПК РФ, регламентирующих его правовой статус. Глава 5 УПК РФ включает в себя ряд статей. Начинается она ст. 29 УПК РФ и заканчивается ст. 36 УПК РФ.
Статья 29 УПК РФ устанавливает наиболее общие полномочия (права) суда. Здесь сказано следующее.
"1. Только суд правомочен:
1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 настоящего Кодекса;
3) применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 настоящего Кодекса;
4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.
2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
2) о продлении срока содержания под стражей;
3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно - медицинской или судебно - психиатрической экспертизы;
4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;
7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
8) о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;
9) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
10) о временном отстранении обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса;
11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров.
3. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 настоящего Кодекса.
4. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым".
Комментируя данные положения, прежде всего необходимо отметить то, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации", а также с Постановлением Конституционного Суда от 14 марта 2002 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова И С.В. Пустовалова" ч. 2 ст. 29 УПК РФ и другие связанные с ней уголовно - процессуальные нормы, касающиеся передачи судам в ходе досудебного производства по уголовному делу полномочий по:
1) помещению подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведения судебно - медицинской или судебно - психиатрической экспертизы;
2) производству осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
3) производству обыска и (или) выемки в жилище;
4) производству выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
5) наложению ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи - вводятся в действие с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года решения по этим вопросам принимает прокурор.
Под досудебным производством, о котором идет речь в ст. 29 УПК РФ, понимается деятельность суда на стадии предварительного расследования, в то время когда уголовное дело находится в производстве дознавателя, следователя (начальника следственного отдела, руководителя следственной группы), то есть еще до направления его в суд.
Учитывая, что выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в соответствии с ч. 2 ст. 73 УПК РФ является важной составной частью судебного разбирательства, судам следует при рассмотрении каждого уголовного дела принимать необходимые меры к выполнению этого требования закона и при наличии достаточных оснований выносить обоснованные частные определения.
Основанием для вынесения частного определения могут служить установленные по делу факты нарушения закона, обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений, неправильное поведение отдельных граждан на производстве, в быту или нарушение ими общественного долга <*>.

   --------------------------------

<*> См.: О соблюдении судами РФ процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 сентября 1975 г. № 5 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. Составитель и автор комментария А.П. Рыжаков. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. С. 424.

Установив при рассмотрении уголовного дела, что недостатки, ошибки, упущения в деятельности предприятий, учреждений, организаций или должностных лиц способствовали совершению преступления, суд, согласно требованиям ч. 4 ст. 29 УПК РФ, выносит частное определение (постановление), в котором излагает существо вскрытых недостатков, ошибок и упущений, указывает на связь между ними и совершенным преступлением или иным правонарушением и предлагает принять необходимые меры к их устранению <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 г. № 5 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 371.

Неуклонно выполняя требование закона о принятии мер к устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, суды должны в частных определениях указывать установленные по делу конкретные факты, обусловившие совершение преступления <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О дальнейшем совершенствовании судебной деятельности по предупреждению преступлений: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. № 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 119.

Судам предписано принимать действенные меры к совершенствованию практики вынесения частных определений (постановлений) и улучшению их качества с тем, чтобы каждое из них было эффективным средством укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан, предупреждения преступлений и иных правонарушений, устранения существенных недостатков в работе государственных, общественных, кооперативных предприятий, учреждений и организаций, воспитания у людей чувства высокой ответственности за соблюдение государственной и трудовой дисциплины, выполнение общественного долга <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. № 11 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Издательство "Спарк", 1997. С. 300.

Судам следует уделять особое внимание мерам по устранению:
- проявлений бюрократизма, протекционизма, ведомственности и местничества, недостатков в организации контроля за учетом, хранением и распределением материальных ценностей, иных нарушений государственной, финансовой, производственной дисциплины, порождающих бесхозяйственность и способствующих хищениям чужой собственности, взяточничеству и другим должностным преступлениям;
- нарушений законодательства, направленного на борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией, на почве которых совершается большинство преступлений против жизни, здоровья, достоинства граждан, хулиганских проявлений, вовлечение подростков в антиобщественную деятельность;
- фактов, обусловивших совершение повторных преступлений, в частности невыполнения руководителями предприятий, учреждений, организаций требований закона о трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание, и контроле за их поведением <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. № 11 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 301.

Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке, с точки зрения соответствия закону, подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 184.

Частные определения (постановления), вынесенные при обнаружении судом нарушений прав граждан и других нарушений закона, допущенных при рассмотрении дела нижестоящим судом, могут касаться необоснованного нарушения судом сроков рассмотрения дела <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 2.

Суды обязаны строго соблюдать установленный порядок вынесения частных определений (постановлений), которые должны основываться на достоверно установленных сведениях; обеспечивать действенный контроль за их исполнением <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 285.

В ч. 4 ст. 29 УПК РФ говорится, что суд вправе вынести частное определение или постановление и в других прямо не перечисленных в настоящей статье случаях. Таким образом, суд вправе реагировать частными определениями на действия участников процесса или других лиц, свидетельствующие о неуважении к суду, нарушение порядка в судебном заседании, неявку в суд без уважительных причин и др.
Судам надлежит не оставлять без реагирования нарушения закона, допущенные при производстве дознания или предварительного следствия, в том числе и в случаях, когда они явились основанием для оправдания подсудимого. Если при этом известно, кто из должностных лиц допустил эти нарушения, то они должны быть названы в частном определении.
В частном определении должны быть конкретно указаны установленные судом нарушения закона, государственной, финансовой, производственной, трудовой, технологической дисциплины, обусловившие совершение преступления, лица, допустившие нарушения, а также приведены доказательства, на которых основаны выводы суда.
Для предотвращения вредных последствий от нарушения порядка хранения, распределения, использования государственного имущества, несоблюдения правил безопасности при производстве работ и других нарушений суд вправе поставить перед компетентными государственными органами, общественными организациями или должностными лицами вопрос об отмене противоречащих закону приказов и иных ведомственных распоряжений. Вместе с тем в частном определении не должны содержаться рекомендации по вопросам производственной и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.
Частное определение по усмотрению суда может быть вынесено в совещательной комнате в виде отдельного документа, подписываемого всем составом суда, как правило, одновременно с приговором или решением либо определением о прекращении производства по делу <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. № 11 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 302.

Если с учетом характера выявленных фактов требуется принятие неотложных мер к их устранению (опасное для жизни и здоровья людей состояние зданий; порча или разворовывание государственного имущества вследствие плохого его хранения; нахождение малолетних детей без присмотра взрослых и т.п.), частное определение может быть вынесено и на более ранней стадии судебного процесса. При этом, однако, не могут предрешаться выводы по вопросам, подлежащим разрешению судом при вынесении приговора или решения по делу <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. № 11 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 303.

Вопрос о целесообразности оглашения частного определения (постановления) в судебном заседании решается судом. Однако во всяком случае суд объясняет, что по делу вынесено частное определение (постановление), о чем делается запись в протоколе судебного заседания <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 г. № 5 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 371.

Частное определение по фактам нарушений закона, допущенных при производстве дознания или предварительного следствия, может быть вынесено и в стадии подготовки к судебному заседанию, в том числе и в случаях возвращения уголовного дела прокурору или прекращения дела в связи с неосновательным привлечением лица к уголовной ответственности.
Частное определение может быть вынесено в стадии исполнения приговора <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. № 11 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 303.

В соответствии со ст. 391 УПК РФ частное определение (постановление) суда вступает в законную силу по истечении срока на его обжалование. В случае принесения частного представления (жалобы) такое определение (постановление) вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом, если оно не будет им отменено <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 г. № 5 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 371 - 372.

Не только вынесение частных определений (постановлений) имеет профилактическую направленность, вся деятельность суда должна служить устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Пленум Верховного Суда РФ обращает внимание на то, что, допустим, применение к алкоголикам и наркоманам, совершившим преступление, наряду с наказанием принудительных мер медицинского характера является одной из действенных мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам принудительных мер медицинского характера: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1973 г. № 10 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 377.

Наличие в деле представления следственно - прокурорских органов о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), по которому к моменту судебного разбирательства не было принято надлежащих мер, не лишает суд права реагирования на эти же обстоятельства (нарушения закона) путем вынесения частного определения <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 285.

Когда в материалах дела имеется представление следователя или прокурора о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и других нарушений закона, суд должен выяснить, какие меры приняты по представлению. Если таковые приняты не были, надлежит указать об этом в частном определении и, при наличии к тому оснований, поставить вопрос об ответственности должностного лица.
В случае невыполнения органами дознания и предварительного следствия установленной законом обязанности выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, или когда эти органы не приняли мер к их устранению, суд одновременно с постановлением приговора вправе частным определением обратить внимание соответствующих должностных лиц на это нарушение <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О дальнейшем совершенствовании судебной деятельности по предупреждению преступлений: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. № 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 119.

Установив нарушение законности в ходе дознания или предварительного следствия, суд должен в необходимых случаях принять меры для привлечения к ответственности должностного лица, допустившего такое нарушение <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 284.

В случаях, когда действия потерпевших были направлены на предотвращение и пресечение правонарушений, задержание и разоблачение преступников, судам надлежит выносить частные определения о проявленных потерпевшими мужестве и гражданской активности, информировать об этом общественность через местную печать, радио, телевидение. Суд должен принимать предусмотренные законом меры реагирования на неправильные действия потерпевшего, способствовавшие совершению преступления <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 ноября 1985 г. № 16 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 267.

О вынесении частного определения и его оглашении должно быть указано в протоколе судебного заседания.
Если частное определение вынесено по поводу неправильного поведения либо недостатков в производственной или общественной деятельности конкретного лица, оно должно быть уведомлено об этом с представлением возможности ознакомиться с определением <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. № 11 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 303.

Если будет установлено, что, несмотря на наличие и достаточность оснований, суд первой (апелляционной) инстанции не реагировал на установленные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вышестоящий суд должен сам вынести частное определение. При этом он обязан обратить внимание судов на невыполнение требования закона <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. № 11 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 303 - 304.

Судам кассационной инстанции при рассмотрении дел нельзя оставлять без реагирования факты нарушения закона, процессуального упрощенчества, неэтичного поведения судей и принимать меры к предупреждению подобных нарушений в дальнейшем <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 1967 г. № 35 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 442.

Рассматривая дело в кассационном порядке и отменяя незаконный и необоснованный приговор, а также изменяя приговор и находя, что постановление ошибочного приговора явилось результатом невнимательного или небрежного отношения судей либо дознавателей или предварительного следствия к исполнению своих обязанностей, суд вправе обратить на это их внимание своим частным определением.
Суд кассационной инстанции может также частным определением обратить внимание дознавателей или предварительного следствия, или суда, рассматривавшего дело по первой или апелляционной инстанции, на такие допущенные ими нарушения, которые не влекут за собой отмены или изменения приговора. Однако при этом суд не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые были отвергнуты приговором, или выносить такое частное определение, которое по существу опорочивает законность и обоснованность оставленного без изменения приговора <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О практике рассмотрения судами уголовных дел в кассационном порядке: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 17 декабря 1971 г. № 10 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 76 - 77.

Приведенный в ст. 29 УПК РФ перечень решений, которые может принимать только суд, не исчерпывающий. Так, только суд вправе выдавать разрешения на проведение эксгумации, когда близкие родственники или родственники покойного возражают против ее проведения (ч. 3 ст. 178 УПК РФ).
Правомочия суда по новому УПК РФ весьма широки, что в первую очередь соответствует общему духу законодательства Российской Федерации и прежде всего Конституции РФ.
Следующая статья главы 5 УПК - ст. 30 УПК РФ. В ней указано, какие составы судов бывают и какие дела рассматриваются каждым из составов. Здесь, в частности, отмечено, что рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.
Причем "суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:
1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 3 настоящей части;
2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса;
3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 2 настоящей части;
4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса".
"Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично". "Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции". "При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании".
Комментируя вышеизложенные положения закона, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации" п. 2 ч. 2 комментируемой статьи вводится в действие с 1 июля 2002 года в субъектах Российской Федерации, в которых созданы и действуют суды с участием присяжных заседателей, и с 1 января 2003 года - на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации" п. 3 ч. 2 ст. 30 в части, касающейся рассмотрения коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, вводится в действие с 1 января 2003 года. До 1 января 2003 года уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции единолично.
В ст. 30 УПК РФ одновременно с составом суда закреплены положения, характеризующие принцип коллегиального рассмотрения дел судом.
Необходимо строго соблюдать требования указанной статьи. Их несоблюдение является нарушением процессуального закона, влекущим отмену судебного решения <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О соблюдении законодательства, регламентирующего участие народных заседателей в осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 1 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 293.

По ходатайству обвиняемого дела о преступлениях, подсудных областному и равнозначным судам, рассматриваются судьей и присяжными заседателями. Единоличное рассмотрение и рассмотрение дела судом присяжных - два исключения из правила коллегиального рассмотрения дел судом.
Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе нескольких (не менее чем трех) профессиональных судей. Институт народных заседателей отменен.
Гарантии коллегиального принятия решения.
1) Все члены состава суда, в том числе председательствующий, при принятии решения пользуются равными правами.
2) Все судьи в РФ обладают единым статусом (ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
3) Все вопросы, стоящие перед судом, решаются простым большинством голосов. Никто не вправе воздержаться.
4) Председательствующий высказывает свое мнение последним.
5) Судья, оставшийся при особом мнении, вправе изложить его письменно в совещательной комнате. Тем не менее он все равно обязан подписать приговор, который провозглашается от имени всего состава суда. Особое же мнение подшивается в дело, но не оглашается (ст. 301 УПК РФ).
Судом присяжных может быть рассмотрено уголовное дело о преступлении, перечисленном в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, но это не говорит о том, что такое наказание не вправе назначить суд в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, если от обвиняемого не поступило ходатайства о рассмотрении его дела судом присяжных <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Обзор кассационной практики отмены приговоров за мягкостью назначенного наказания // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 7.

Если по делу обвиняется несколько лиц, ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных вправе те из них, которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О некоторых вопросах применения судами уголовно - процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 9 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 214.

Суд присяжных действует в составе одного профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. Количество судей не может быть больше одного. Помимо же двенадцати основных присяжных заседателей выбирается еще два или большее количество запасных присяжных заседателей.
Подсудность уголовных дел закреплена в ст. 31 УПК РФ. Подробное уяснение содержания данной нормы позволяет уяснить, какой суд вправе, а какой - нет рассмотреть и разрешить по первой инстанции конкретное уголовное дело.
Разъясняя положения данной нормы, хотелось бы обратить внимание на следующее. Подписав 16 декабря 1966 года пакт "О гражданских и политических правах", Россия обязалась обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными властями. В развитие данного положения в ст. 47 Конституции РФ отмечено, что
никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Подсудность - это совокупность признаков, характеризующих преступление (общественно опасное деяние), а в некоторых случаях - и лицо, совершившее преступление, исходя из которых, рассмотрение и разрешение уголовного дела по первой инстанции относятся к компетенции строго определенного суда.
Мировым судьям подсудны уголовные дела о таких преступлениях, как:
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ч. 1 ст. 112 УК РФ);
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК РФ);
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114 УК РФ);
- умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ);
- побои (ст. 116 УК РФ);
- истязание (ч. 1 ст. 117 УК РФ);
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
- заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ);
- заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ - инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК РФ);
- незаконное производство аборта (ч. ч. 1, 2 ст. 123 УК РФ);
- неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ);
- оставление в опасности (ст. 125 УК РФ);
- незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК РФ);
- незаконное помещение в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 128 УК РФ);
- клевета (ст. 129 УК РФ);
- оскорбление (ст. 130 УК РФ);
- понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ);
- нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ);
- нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ);
- нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ);
- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ);
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ч. 1 ст. 141 УК РФ);
- нарушение правил охраны труда (ч. 1 ст. 143 УК РФ);
- воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ);
- необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ);
- невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ);
- воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК РФ);
- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ);
- незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154 УК РФ);
- разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ);
- неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ);
- злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ);
- кража (ч. 1 ст. 158 УК РФ);
- мошенничество (ч. 1 ст. 159 УК РФ);
- присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному (ч. 1 ст. 160 УК РФ);
- причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ч. ч. 1 и 2 ст. 165 УК РФ);
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ);
- умышленные уничтожение или повреждение имущества (ч. 1 ст. 167 УК РФ);
- уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК РФ);
- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
- приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ч. 1 ст. 175 УК РФ);
- принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ч. 1 ст. 179 УК РФ);
- незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);
- нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ч. 1 ст. 181 УК РФ);
- заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ);
- незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб (ч. 2 ст. 183 УК РФ);
- обман потребителей (ч. 1 ст. 200 УК РФ);
- хулиганство (ч. 1 ст. 213 УК РФ);
- вандализм (ст. 214 УК РФ);
- приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ч. 1 ст. 215.2 УК РФ);
- небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК РФ);
- незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ч. 1 ст. 231 УК РФ);
- незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УК РФ);
- уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ч. 1 ст. 243 УК РФ);
- надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ч. 1 ст. 244 УК РФ);
- жестокое обращение с животными (ст. 245 УК РФ);
- незаконная добыча водных животных и растений (ч. ч. 1 и 2 ст. 256 УК РФ);
- незаконная охота (ч. 1 ст. 258 УК РФ);
- незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ);
- уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК РФ);
- недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ч. 1 ст. 266 УК РФ);
- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ч. 1 ст. 268 УК РФ);
- нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ч. 1 ст. 269 УК РФ);
- отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ);
- разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ);
- незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ);
- побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ч. 1 ст. 313 УК РФ);
- уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ);
- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ);
- оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ);
- приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ);
- похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК РФ);
- подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ч. 1 ст. 326 УК РФ);
- надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ);
- самоуправство (ч. 1 ст. 330 УК РФ);
Максимальное наказание за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ч. 1 ст. 354 УК РФ) не превышает трех лет. Однако согласно п. 1 ч. 3 комментируемой статьи дела о таких преступлениях подсудны Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
Как следует из приведенного списка, мировому судье подсудны дела частного обвинения. Они ему подсудны вне зависимости от того, проводилось ли по данному факту ранее предварительное следствие (дознание) или нет.
Дела о вышеперечисленных преступлениях мировыми судьями рассматриваются и тогда, когда в их совершении принимали участие несовершеннолетние - лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста.
Мировым судьей не могут быть рассмотрены дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
Поэтому, несмотря на то что за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 335 (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности), ч. ч. 1 - 3 ст. 337 (самовольное оставление части или места службы), ч. 3 ст. 340 (нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия), ч. 1 ст. 341 (нарушение правил несения пограничной службы), ст. 342 (нарушение уставных правил караульной службы) УК РФ, максимальное наказание также не превышает трех лет лишения свободы, дела о таких преступлениях мировому судье неподсудны. Исходя из того, кто может совершать данные преступления, они всегда подсудны военным судам.
Уголовные дела мировой судья рассматривает единолично.
Если рассмотрение дела мировыми судьями, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с наличием обстоятельств, устраняющих мирового судью от участия в рассмотрении дела), председатель вышестоящего (районного) суда по ходатайству одной из сторон вправе передать дело для рассмотрения мировому судье другого ближайшего судебного участка <*>.
   --------------------------------

<*> По аналогии с положениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8. См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 184.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации, в которых на момент введения в действие УПК РФ не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматриваются судьями районных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК РФ.
Районному (городскому) суду подсудны все дела, кроме дел, которые подсудны мировым судьям, верховным судам республики, краевым или областным судам, судам города федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов, а также военным судам.
Рассмотрением уголовных дел о преступлениях, за совершение которых согласно санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ не может быть назначено наказание, по своей тяжести превышающее десять лет лишения свободы, вправе и обязан заниматься судья единолично. Факт единоличного разрешения уголовного дела законодатель не ставит в зависимость от волеизъявления подсудимого. Дело будет рассмотрено единолично даже в случае отраженного в материалах уголовного дела возражения обвиняемого против этого.
Все остальные дела, подсудные районному (городскому) суду, рассматриваются в составе трех профессиональных судей. Это дела об умышленных преступлениях, за совершение которых максимальное наказание является более строгим, чем десять лет лишения свободы.
Если рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении дела или создающих невозможность рассмотрения дела в данном суде), председатель вышестоящего суда по ходатайству одной из сторон вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня (звена) <*>.
   --------------------------------

<*> См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 184.

Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны дела об убийстве при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), похищении человека, совершенном организованной группой либо повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 126 УК РФ), изнасиловании, повлекшем по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью, заражение ВИЧ - инфекцией или иные тяжкие последствия потерпевшей, а также об изнасиловании потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста (ч. 3 ст. 131 УК РФ), торговле несовершеннолетними, повлекшей по неосторожности его смерть или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 152 УК РФ), терроризме (ст. 205 УК РФ), захвате заложника при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 2 и 3 ст. 206 УК РФ), создании вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководстве таким формированием (ч. 1 ст. 208 УК РФ), бандитизме (ст. 209 УК РФ), организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти (ч. 1 ст. 212 УК РФ), пиратстве (ст. 227 УК РФ), нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ), приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 267 УК РФ), нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 269 УК РФ), государственной измене (ст. 275 УК РФ), шпионаже (ст. 276 УК РФ), посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), насильственном захвате власти или насильственном удержании власти (ст. 278 УК РФ), вооруженном мятеже (ст. 279 УК РФ), диверсии (ст. 281 УК РФ), получении взятки при отягчающих обстоятельствах (ч. ч. 3 и 4 ст. 290 УК РФ), воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ), посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), угрозе или насильственных действиях в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ), неуважении к суду (ст. 297 УК РФ), клевете в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 298 УК РФ), привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконном освобождении от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), незаконном задержании, заключении под стражу или содержании под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждении к даче показаний (ст. 302 УК РФ), фальсификации доказательств по уголовному делу (ч. ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ), провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ), заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений (ст. 316 УК РФ), посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), применении насилия в отношении представителя власти, опасного для его жизни и здоровья (ч. 2 ст. 318 УК РФ), дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенной организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (ч. 3 ст. 321 УК РФ), незаконном пересечении охраняемой Государственной границы РФ, совершенном группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения (ч. 2 ст. 322 УК РФ), планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны (ст. 353 УК РФ), публичном призыве к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ), производстве или распространении оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ), применении запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ), геноциде (ст. 357 УК РФ), экоциде (ст. 358 УК РФ), вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а равно его использовании в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. ч. 1 и 2 ст. 359 УК РФ) и нападении на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом России по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и при этом вправе рассматривать дела по первой инстанции (ст. 126 Конституции РФ).
В ч. 4 статьи 31 УПК РФ говорится о делах, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к подсудности Верховного Суда РФ. Отнесение этих дел к подсудности высшего органа правосудия нашего государства является дополнительной гарантией обеспечения прав и законных интересов отдельных категорий должностных лиц государства.
Так, согласно ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в РФ" уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.
Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого (п. 2 ч. 3 ст. 9 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
Кем бы ни являлся обвиняемый и какую бы должность не занимал, без его ходатайства о рассмотрении дела по первой инстанции Верховным Судом РФ таковое по общему правилу нельзя признать законным.
Когда же по делу, подсудному Верховному Суду РФ, к ответственности привлечено несколько обвиняемых, один (одни) из которых ходатайствует, а другой (другие) возражает против рассмотрения их дела по первой инстанции Верховным Судом РФ, какой суд будет рассматривать такое дело, решает сам Верховный Суд РФ.
Уголовное дело об общественно опасном деянии, совершенном невменяемым и подпадающем под признаки определенной статьи УК РФ, должен рассматривать тот суд, которому подсудно дело о совершении аналогичного преступления <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1996 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 3.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции (ст. 22 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").
В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 8 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
Военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов (п. 2 ч. 1 и ч. ч. 3 - 5 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 14 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" отмечено, что дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, в первой инстанции рассматривает окружной (флотский) военный суд. Уголовные дела, не отнесенные Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда, рассматривает в первой инстанции гарнизонный военный суд (ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации" судьи гарнизонных военных судов рассматривают также уголовные дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей. Данные дела рассматриваются в порядке, установленном главой 41 УПК РФ.
Подсудность дел военным судам в период мобилизации и в военное время определяется соответствующими федеральными конституционными законами (ч. 8 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации").
Отнесение уголовного дела при его рассмотрении и разрешении по первой инстанции к компетенции строго определенного суда позволяет избежать споров о подсудности.
Общепринято выделять следующие виды (признаки) подсудности:
1) предметная или, иначе, родовая;
2) персональная (специальная);
3) территориальная (местная);
4) подсудность по связи дел.
Последние два вида регламентированы ст. ст. 32, 33 УПК РФ.
Уголовное дело подлежит рассмотрению районным, городским судом, если преступление совершено на территории обслуживаемого им административного района (города); краевым, областным судом - на территории края, области.
Верховным судом республики, судом автономной области - на их территории. Район деятельности краевого суда не включает территорию входящей в него автономной области, а район деятельности областного суда - территорию автономного округа, входящего в состав области.
В военных судах правила территориальной подсудности действуют с учетом правил персональной подсудности и особенностей организации военных округов и флотов. Основным признаком определения подсудности является принадлежность обвиняемого к воинской части, которая находится в сфере компетенции соответствующего военного суда. Так, флотскому военному суду подсудны дела о преступлениях военнослужащих данного флота. Гарнизонному военному суду - военнослужащих частей этого гарнизона, а также находившихся на территории гарнизона в отпуске, в командировке в момент совершения преступления <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Научно - практический комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу РСФСР. 1997. С. 74.

Тот факт, что обвинительное заключение составлено в Генеральной прокуратуре РФ, т.е. в районе юрисдикции Тверского межмуниципального (районного) суда г. Москвы, не дает оснований для рассмотрения уголовного дела именно этим судом, если преступление совершено в районе деятельности другого суда <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 1999 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 1.

Окончательное решение о том, какой суд будет рассматривать уголовное дело по первой инстанции - суд, на территории обслуживания которого совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или на территории которого совершено наиболее тяжкое преступление, решает судья, разрешающий вопрос о назначении судебного заседания.
Нарушения правил подсудности не будет, какое бы он решение не принял. Если по решению суда дело будет направлено по подсудности в другой суд, исходя из положений ст. 36 УПК РФ, последний не имеет права принять аналогичное решение и вернуть указанное дело по подсудности обратно.
Какое преступление является наиболее тяжким, решают сам прокурор, судья и суд, исходя из своего внутреннего убеждения, а также санкции статьи, предусматривающей наказание за его совершение, характера и тяжести последствий преступного деяния.
Судами разных уровней в значении, употребленном в ч. 1 ст. 33 УПК РФ, являются суды разных звеньев судебной системы. Соответственно, суды одного уровня относятся к одному и тому же звену.
Под звеном судебной системы понимается совокупность судов, обладающих равной компетенцией. Лишь относительно судов общей юрисдикции третьего звена понятие равной компетенции применяется с определенной долей условности, так как в это звено исторически принято включать Верховный Суд РФ и все военные суды. Соответственно, суды третьего звена судебной системы нельзя признавать одноименными судами.
К судам первого звена относятся все виды районных и городских судов. Этим звеном рассматривается более 90% всех дел. Но даже у этой разновидности судов есть суды нижестоящие. Таковыми являются мировые судьи.
Вышестоящими по отношению к судам первого звена признаются суды второго звена. К таковым относятся Верховные суды республик, областные, краевые суды, суды автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
Соответственно, вышестоящим по отношению к судам второго звена является Верховный Суд РФ. Он же будет вышестоящим по отношению к окружным (флотским) военным судам, которые, в свою очередь, считаются вышестоящими над гарнизонными военными судами.
Следующая статья главы 5 УПК РФ - ст. 34 УПК РФ. Она регламентирует порядок передачи дел по подсудности. В ней закреплено, что "судья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности". "Суд, установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, вправе с согласия подсудимого оставить данное уголовное дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании". И последнее, "если уголовное дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, то оно во всех случаях подлежит передаче по подсудности".
Таким образом, вопрос о подсудности всегда решается судьей единолично во время подготовки к судебному заседанию.
Судья вышестоящего суда, принявший при назначении судебного заседания решение об изменении обвинения (ч. 5 ст. 236 УПК РФ), не вправе передать дело для судебного разбирательства в нижестоящий суд по подсудности. Решение о передаче дела по подсудности в нижестоящий суд возможно лишь в случае, когда при назначении судебного заседания судья вышестоящего суда не решает никаких других вопросов, кроме вопроса о подсудности <*>.
   --------------------------------

<*> По аналогии. См.: О некоторых вопросах, связанных с передачей уголовного дела в нижестоящий суд в стадии назначения судебного заседания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1976 г. № 6 // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 416.

В соответствии же со ст. 47 Конституции РФ каждому гарантировано право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых дело отнесено законом. В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе без ходатайства или согласия сторон принять к своему производству (а значит, и оставить данное в своем производстве) в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 1996 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 12.

В случае, когда неподсудность дела данному суду обнаружилась уже во время судебного разбирательства, возможны следующие решения:
а) дело, подсудное вышестоящему суду или военному суду, определением суда (постановлением судьи) направляется по надлежащей подсудности;
б) дело, подсудное нижестоящему суду, рассматривается в полном объеме и заканчивается принятием решения по существу;
в) дело, подсудное одноименному суду, направляется по подсудности или заканчивается рассмотрением.
Последнее решение, а также решение, о котором идет речь в п. "б", возможно лишь с согласия подсудимого и в случае, когда суд приступил к его рассмотрению по существу. О направлении дела по подсудности в этих случаях суд выносит определение, а судья - постановление.
Согласие подсудимого о рассмотрении его дела не тем судом, которому оно подсудно, должно быть зафиксировано в письменном документе и приобщено к материалам уголовного дела <*>.
   --------------------------------

<*> По аналогии с положениями, содержащимися в определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 1996 г. См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 12.

Статья 35 УПК РФ посвящена вопросу изменения территориальной подсудности уголовного дела. В ней отмечено, что территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена:
1) по ходатайству стороны - в случае удовлетворения в соответствии со ст. 65 УПК РФ заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда;
2) по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, - в случаях:
а) если все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст. 63 УПК РФ;
б) если не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.
"Изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства". "Вопрос об изменении территориальной подсудности уголовного дела по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном для предварительного слушания, о чем выносится постановление".
Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что изменение территориальной подсудности возможно лишь в пределах деятельности судов одного уровня. Даже при наличии оснований, предусмотренных комментируемой статьей, предметная подсудность не может быть изменена. Соответственно, суду нижестоящего уровня (звена) не может быть подсудно рассмотрение уголовных дел подсудных, согласно требованиям ст. 31 УПК РФ, суду вышестоящего уровня (звена).
Передача дела в другой суд допустима лишь до открытия судебного разбирательства.
К числу случаев, когда "не все участники уголовного судопроизводства по делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда" относятся такие ситуации, как: нахождение обвиняемого не в районе деятельности суда, в который дело направлено прокурором по подсудности; проживание большинства потерпевших и свидетелей в ином месте, чем то, где расположен суд, но вблизи района деятельности одноименного суда, и др.
Ходатайство подсудимого о рассмотрении его дела не тем судом, которому оно подсудно, или согласие на это должно быть зафиксировано в письменном документе и приобщено к материалам уголовного дела <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 1996 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 12.

Статья 36 УПК РФ запрещает споры о подсудности. Любое уголовное дело, переданное из одного суда в другой в порядке, установленном ст. ст. 34 и 35 УПК РФ, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано.
Если в суд другим судом в нарушение закона направлено дело, подсудное вышестоящему суду, то оно не может быть принято к производству. Председатель суда направляет это дело в вышестоящий суд для определения его подсудности.
Аналогично должен поступить председатель суда, когда в суд в нарушение требований УПК РФ поступило уголовное дело, подсудное военному суду. Председатель суда должен направить это дело в вышестоящий суд для определения его подсудности.
Положения, касающиеся правового статуса суда, в той или иной степени содержатся и в других главах УПК РФ. Они будут подвергнуты анализу в последующих статьях. В настоящей же публикации мы постарались прокомментировать лишь те из них, которые закреплены в главе 5 УПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru