Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Статья: Обзор нормативных документов
("Аудиторские ведомости", 2001, № 9)

Официальная публикация в СМИ:
"Аудиторские ведомости", 2001, № 9



"Аудиторские ведомости", № 9, 2001

ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Изменения в Налоговом кодексе Российской Федерации

Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" изменен порядок уплаты физическими лицами налога на доходы с дивидендов (введена ставка 6%). В текст НК РФ включена гл.25 "Налог на прибыль организаций". Наряду с отменой всех льгот снижается налоговая ставка до 24%. Предусматривается классификация всех доходов и расходов (по категориям: "связанные с реализацией", "внереализационные", "не учитываемые при налогообложении"). Определяются принципы и документальное оформление налогового учета (включая новые виды регистров), уточняются особенности налогообложения отдельных видов деятельности и отдельных операций. Вводятся два метода признания доходов и расходов: по начислению и кассовый, пересмотрен принцип внесения авансовых платежей по налогу на прибыль, налоговым периодом объявлен год, а отчетным - I квартал, полугодие и 9 месяцев. Определяется порядок представления в налоговые органы налоговых деклараций - основной и промежуточной (упрощенной). Предусматривается ряд организационно - учетных мероприятий на переходный период.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливает, что в целях взимания акцизов отбензиненный сухой газ и нефтяной (попутный) газ после их обработки или переработки рассматриваются как природный газ. К производству приравниваются розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно - технической документации, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар. Увеличиваются налоговые ставки в среднем на 10 - 12%, кроме безалкогольного пива, по которому ставка устанавливается равной нулю. Налогообложение ввозимой алкогольной продукции, реализации производителями продукции крепостью до 9%, а также свыше 9% (кроме реализации на акцизные склады других организаций и акцизные склады - структурные подразделения этих налогоплательщиков) осуществляется по соответствующим налоговым ставкам. При реализации производителями алкогольной продукции крепостью свыше 9% на акцизные склады (кроме складов, являющихся структурными подразделениями налогоплательщиков) налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в размере 50% с соответствующих налоговых ставок. Такой же порядок применяется при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции крепостью свыше 9%, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады - структурные подразделения. Ставка авансового платежа в форме покупки акцизных марок либо региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, - до 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25%. Исключается упоминание автомобильного бензина с октановым числом свыше "80". Налогоплательщику предоставляется право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам на сумму акциза, исчисленную им с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров. Федеральный закон вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования, а новые ставки акцизов - с 1 января 2002 г.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" исключает из состава объекта налогообложения пункты, связанные с оборотом нефти и стабильного газового конденсата, а из перечня операций, не подлежащих налогообложению, - операции по реализации и использованию нефти. Уточняется порядок определения налоговой базы при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья. НК РФ дополняется гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых", объектом которого являются полезные ископаемые, добытые на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства (если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию) или на зарубежных территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых (отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого). Предусматривается порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы. Налоговым периодом признан квартал. В период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. налоговая ставка при добыче нефти составляет 340 руб. за 1 т с применением поправочного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.

Бухгалтерский учет

Письмо МНС России от 19.07.2001 № ВГ-6-02/559 "О применении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01)" сообщает порядок применения ПБУ 6/01 в части отнесения активов к основным средствам и средствам в обороте без использования стоимостного критерия. Указано, что ранее существовавший в ПБУ 6/97 порядок отменяется с утратой силы последним, однако продолжает действовать без внесения изменений порядок, закрепленный п.п.50, 51 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) (далее - Положение). Пунктом 3 Положения предусмотрено, что ПБУ разрабатываются на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и указанного Положения, в связи с чем вновь принятое ПБУ 6/01 не может отменять порядок, установленный Положением. До приведения в соответствие нормативных документов, регулирующих порядок бухгалтерского учета, при отнесении имущества к основным средствам или к МБП следует руководствоваться стоимостным критерием. В случае отнесения имущества к основным средствам с учетом требований ПБУ 6/01 такой же порядок применяется и для целей налогообложения. При этом необходимо учесть, что порядок списания на затраты стоимости основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу налоговым законодательством не предусмотрен.
Приказ Минфина России от 06.07.2001 № 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации" устанавливает, что с 1 января 2002 г. оплата найма жилого помещения принимается для целей налогообложения по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 руб. в сутки. Оплата суточных производится в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке.
Приказ Минфина России от 11.07.2001 № 51н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран" пересматривает начиная с 1 июля 2001 г. размеры предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран.
Приказ Минфина России от 06.07.2001 № 50н "Об уточнении норм расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц" вносит уточнения, подлежащие применению с 1 января 2002 г., в нормы расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и бюджетных организаций. Расходы на оплату питания (в сутки на одного человека) увеличены до 470 руб., оплата (на одного участника) официального приема - от 520 до 630 руб., максимальные расходы на буфетное обслуживание во время переговоров (на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающего) составляют до 25 руб., культурное обслуживание - до 125 руб.; бытовое обслуживание и прочие расходы (без учета переводчиков и сопровождающих) - до 23 руб. Для часовой оплаты труда переводчика выделяется до 100 руб., на приобретение сувениров (памятных подарков) с российской символикой - от 230 до 440 руб. (в зависимости от ранга гостей).
Согласно сообщению Госкомстата России во II квартале 2001 г. ИРИП составил 102,3%.

Отдельные виды налогов

Приказом МНС России от 18.07.2001 № БГ-3-05/243 "О внесении изменений в Приказы МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/469 и от 27.02.2001 № БГ-3-07/63" уточняется порядок заполнения форм расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу). Федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, в случае конфиденциальности представляемой информации в адресной части заполняют только строку "ИНН / КПП организации по месту ее нахождения или месту нахождения ее обособленного подразделения". Строка 610 "в том числе за отчетный месяц" заполняется налогоплательщиком на основании данных о фактически произведенных расходах на цели государственного социального страхования в отчетном месяце, строка 710 "в том числе в отчетном месяце" включает суммы денежных средств, полученные от исполнительного органа ФСС РФ на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленного налога, с 1 по 30 (31) число отчетного месяца по дате фактического получения (независимо от периода, в котором произошел перерасход средств над суммой начисленных авансовых платежей). Возврат перерасхода может быть произведен только исполнительным органом ФСС РФ, а налоговые органы могут зачесть суммы перерасхода по средствам ФСС РФ в счет предстоящих авансовых платежей по налогу (взносу) в части уплаты в ФСС РФ. Все значения и показатели как в отчете, так и в индивидуальной карточке подлежат отражению в рублях и копейках.
Письмо ФСС РФ и МНС России от 29.06.2001 № № 02-08/03-1648П, СА-6-07/504 разъясняет порядок взаимодействия отделений Фонда и налоговых органов. Отделения Фонда осуществляют контроль за правильностью расходования средств соцстраха путем проведения выездных проверок, представляют решения о непринятии к зачету расходов в налоговые органы в течение 10 дней со дня их вынесения, а также обеспечивают сохранность первичных документов по указанным проверкам в течение 5 лет, оформляют совместно с плательщиком изменения к акту сверки расчетов плательщика страховых взносов с Фондом по состоянию на 1 января 2001 г. и предлагают плательщику произвести корректировку сумм расходов на цели государственного социального страхования. Налоговые органы на основании изменения к акту сверки расчетов начисляют пени на недоимку, включают суммы пеней в изменения к акту сверки расчетов, подписывают изменения, возвращают один экземпляр отделению Фонда и один экземпляр - плательщику и вносят соответствующие изменения в лицевой счет плательщика. Решения отделений Фонда о непринятии к зачету расходов используются налоговыми органами при проведении камеральных, выездных налоговых проверок плательщиков и производят взыскание недоимки по единому социальному налогу (взносу) и по страховым взносам, а также начисленных пеней.
В Письме ФСС РФ и МНС России от 9, 11.07.2001 № № 02-08/05-1682П, БГ-6-05/533 "О задолженности по страховым взносам, образовавшейся у работодателей, перечислявших взносы организациям, не относящимся к исполнительным органам Фонда социального страхования Российской Федерации" рассматривается порядок учета сумм страховых взносов, перечисленных организациям, не относящимся к исполнительным органам ФСС РФ. Данные суммы не являются взносами на государственное социальное страхование, а перечислившие их работодатели имеют задолженность по уплате этих взносов. При наличии у налоговых органов информации о таких плательщиках им направляются уведомления о необходимости подписания ими актов сверки расчетов с исполнительными органами ФСС РФ.
Письмом ГТК России от 03.07.2001 № 29-08/26114 "О размерах ставок налога на добавленную стоимость, применяемых в государствах - участниках СНГ" направлена информация о ставках НДС, применяемых на территориях государств - участников СНГ. В Грузии, Молдове, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Армении и Украине ставка НДС установлена в размере 20%, в Азербайджане - 18%, в Казахстане - 16%. Указано, что экспорт товаров с территорий указанных государств - участников СНГ облагается НДС по нулевой ставке (т.е. ставка НДС на товары равна нулю процентов, что равнозначно освобождению от налогообложения и возмещению НДС по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров, и означает для налогоплательщика право на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение). Уточнено, что в Узбекистане по нулевой ставке облагаются товары, экспортируемые за СКВ.
Федеральным законом от 13.07.2001 № 99-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" к перечню видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, относятся розничная выездная (стационарная и нестационарная) торговля ГСМ, а также изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 112-ФЗ "О внесении изменений в пункт 6 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" устанавливает новые размеры государственной пошлины по отдельным операциям. Величина госпошлины при подаче заявлений о приобретении гражданства Российской Федерации (восстановлении, выходе из) увеличена от 10 до 100 руб., а с ходатайств о приеме в гражданство Российской Федерации (также о выходе и восстановлении гражданства) - с 20 до 100 руб.

Аудиторская деятельность

Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" определяет, что отныне целью аудита является исключительно выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Достоверность дефинируется как степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющая пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основании этих выводов обоснованные решения. Уточняется перечень сопутствующих аудиту услуг, которые могут составлять предмет деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Ужесточаются требования к кадровому составу аудиторских организаций (не менее 50% должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%, при этом в штате должно состоять не менее пяти аудиторов). Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями, причем выдвигается требование обязательного страхования ответственности аудиторской организации за нарушение договора. По истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона применение правил (стандартов) аудиторской деятельности становится обязательным (кроме случаев, когда в самих стандартах установлен их рекомендательный характер). Устанавливается ответственность за заведомо ложное аудиторское заключение. Определяется, что порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг не могут ставиться в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия при неукоснительном соблюдении требования о ежегодном повышении квалификации по утвержденным программам. Аттестат аннулируется в случае подписания аудитором аудиторского заключения без проведения проверки, при неосуществлении аудитором профессиональной деятельности в течение двух календарных лет подряд, а также при нарушении требования о повышении квалификации. Изложенные требования вступают в силу с 10 сентября 2001 г., положения о стандартах и контроле - через год после этого. Организациям предоставлено 3 месяца для приведения кадрового состава в соответствие с законом. Действующие квалификационные аттестаты подлежат обмену на бессрочные по истечении срока их действия (без проведения повторной аттестации).

Банковская деятельность

Федеральным законом от 07.08.2001 № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" устанавливается обязанность конкурсного управляющего в течение 70 дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства направить в печатное издание по месту расположения кредитной организации - банкрота (за счет ее средств) объявление об осуществлении предварительных выплат кредиторам первой очереди с указанием порядка и условий этих выплат. В реестре (составляемом в течение двух месяцев со дня опубликования объявления) указываются сведения о каждом кредиторе первой очереди и размере его требований по денежным обязательствам. Предварительные выплаты кредиторам первой очереди начинаются не позднее третьего рабочего дня со дня опубликования первого объявления о порядке и об условиях выплат кредиторам первой очереди и осуществляются в течение трех месяцев с указанной даты. На эти выплаты направляется 70% денежных средств с корреспондентского счета организации - банкрота на день закрытия реестра требований кредиторов первой очереди. При недостаточности средств они распределяются пропорционально суммам требований.
Указание Банка России от 26.07.2001 № 1006-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 14.05.1999 № 76-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" определяет, что в случае отказа или уклонения руководителя кредитной организации от сдачи печати руководитель временной администрации помимо составления акта о противодействии также направляет информацию о недействительности печати (с приложением копии оттиска печати), а также не позднее 10 рабочих дней с даты составления вышеуказанного акта обращается в правоохранительные органы Российской Федерации с просьбой принять меры к розыску данной печати.
Телеграммой Банка России от 12.07.2001 № 88-Т "О назначении временной администрации" сообщается о внесении изменений, согласно которым Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, из числа служащих Банка России. В связи с этим предписано в ходатайствах об отзыве у кредитных организаций лицензии на осуществление банковских операций в соответствии со ст.20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 03.02.1996 № 17-ФЗ) указывать кандидатуру руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией.
Указанием Банка России от 27.07.2001 № 1007-У "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитными организациями при прекращении обязательств, обеспечении исполнения обязательств и перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств" устанавливается порядок бухгалтерского учета операций, совершаемых кредитными организациями (далее по тексту - банками) при прекращении обязательств, обеспечении исполнения обязательств, перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств. Требования банка - кредитора по договору на предоставление (размещение) денежных средств, прекращенные в результате осуществления сделок по договорам отступного, новации, залога, отражаются в бухгалтерском учете как погашенные (полученные) с отнесением сумм процентов, неустойки (штрафов, пеней и т.п.) на соответствующие счета доходов. Имущество, приобретенное банком - кредитором в результате осуществления сделок по договорам отступного или новации, а также залога отражается: по договорам залога - по покупной стоимости, а по договорам новации или отступного - в сумме прекращенных обязательств заемщика (должника) по договору на предоставление (размещение) денежных средств. Затраты банка - кредитора по охране и реализации залога, а также издержки по получению исполнения являются дебиторской задолженностью и возмещаются банку - кредитору за счет выручки от реализации заложенного имущества и / или подлежат возмещению заемщиком, если иное не установлено соответствующим договором (соглашением). Запрещено совершение на безвозмездной основе операций по уступке прав требований по договорам на предоставление (размещение) денежных средств на общую сумму свыше 5 МРОТ. Отражение указанных операций в бухгалтерском учете осуществляется на дату перехода прав требования по договорам на предоставление (размещение) денежных средств, определенную договором (соглашением) о переводе долга либо об уступке права требования. Учет сумм обязательства в части не прекращенного договором новации осуществляется на счетах, на которых обязательство было учтено ранее.
Официальное разъяснение Банка России от 03.07.2001 № 15-ОР "О применении пункта 3.5.1.6 Положения Банка России от 01.06.1998 № 31-П "О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций" подтверждает, что привлеченный кредит (заем, депозит), по которому кредитной организацией - заемщиком в качестве обеспечения предоставлен залог, не может быть признан субординированным в целях включения в расчет собственных средств (капитала). В данной ситуации не соблюдается условие, согласно которому кредит может считаться субординированным, если при ликвидации кредитной организации удовлетворение требований кредиторов по предоставленному кредиту осуществляется только после полного удовлетворения требований иных кредиторов. Требования же кредитора по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в третью очередь.
Письмо Банка России от 05.07.2001 № 81-Т "О порядке расчета капитала кредитных организаций в форме ООО" информирует, что в настоящее время Банком России рассматривается вопрос об изменении порядка расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций в форме ООО путем приведения его в соответствие с порядком, установленным для банков - ЗАО (в части включения уставного капитала ООО в состав источников основного капитала). В связи с этим не рекомендуется торопиться с преобразованием ООО в ЗАО, если указанные решения обусловлены различиями в порядке расчета собственных средств (капитала).
Указанием Банка России от 17.07.2001 № 1001-У "О поправочных коэффициентах Банка России, применяемых для корректировки рыночной стоимости ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России" устанавливаются поправочные коэффициенты, используемые для оценки достаточности обеспечения кредитов Банка России (кроме внутридневных кредитов) и расчета ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России (кроме внутридневных кредитов). Коэффициенты составляют 0,9 по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и по облигациям Банка России, выпускаемым по решению совета директоров Банка России, 0,6 - по облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом со сроками погашения после 31 декабря 1999 г. и по облигациям федерального займа с фиксированным купонным доходом. Коэффициенты для оценки достаточности обеспечения внутридневных кредитов и расчета цены ценных бумаг, принимаемых в обеспечение внутридневных кредитов по тем же группам ценных бумаг, составляют соответственно 0,87 и 0,57. Настоящее Указание не распространяется на поправочные коэффициенты, применяемые к рыночной стоимости ценных бумаг, принятых в обеспечение кредитов Банка России, выданных до вступления в силу настоящего Указания.

Вопросы социальной политики и пенсионного обеспечения

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2001 № 550 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" предусматривает в составе программы бесплатной медицинской помощи амбулаторно - поликлиническую помощь, включая профилактику (диспансерное наблюдение), диагностику и лечение, в том числе в дневных стационарах и в стационарах на дому. В базовую программу входят диспансерное наблюдение здоровых детей, услуги центров планирования семьи и репродукции, показатели объема амбулаторно - поликлинической помощи теперь составляют 9198 посещений на 1000 человек (в том числе по базовой программе - 8458), в дневных стационарах и стационарах на дому - 749 дней лечения на 1000 человек (в том числе по базовой программе - 619 дней).
Федеральный закон от 08.08.2001 № 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" устанавливает порядок, согласно которому ветераны труда, прекратившие трудовые отношения с организациями после назначения им пенсии, сохраняют права членов трудовых коллективов организаций, в которых они работали до назначения пенсии, в том числе право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально - бытовой сферы и услугами культурно - просветительных учреждений, на участие в приватизации, акционировании соответствующей организации. Лицам, имеющим звание "Ветеран труда" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется право пользования поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы. Ветеранам труда, вышедшим на пенсию не по возрасту, а по иным основаниям, предусмотренным законодательством, право на льготы предоставляется при достижении ими пенсионного возраста.
Федеральным законом от 08.08.2001 № 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается обязательное создание условий инвалидам, включая колясочников и слепых с собаками - поводырями, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Финансирование этих мероприятий производится за счет ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Денежные средства, полученные от взыскания этих административных штрафов, используются целевым назначением только на осуществление вышеуказанных мероприятий по социальной защите инвалидов.
Федеральным законом от 10.07.2001 № 90-ФЗ "О внесении изменения в статью 168 Кодекса законов о труде Российской Федерации" предусматривается предоставление отпуска работникам, усыновившим ребенка (детей) со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения. Вместо указанных отпусков женщинам может предоставляться отпуск по беременности и родам такой же продолжительности (отсчитываемой со дня усыновления). Возможно также предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет (одному из супругов).
Федеральный закон от 13.07.2001 № 100-ФЗ "О внесении изменения в ст.110 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" вдвое повышает с 1 января 2002 г. величину, на которую увеличивается пенсия Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней (на 100% размера пенсии, но не менее чем на 200% минимального размера пенсии по старости), для Героев Социалистического Труда размер повышения оставлен прежним - 50% размера пенсии, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости.
Указом Президента Российской Федерации от 12.07.2001 № 833 "О повышении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации" с 1 августа 2001 г. повышается до 660 руб. в месяц минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, а также инвалидам с детства I и II групп и детям - инвалидам.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год" предусматривает в составе расходов бюджета Фонда на 2001 г. затраты на финансирование расходов, связанных с повышением размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране с 1 мая 2001 г. до 1,2, а также на увеличение размеров государственных пенсий не менее чем на 18%. Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, направляются на финансирование расходов на выплаты повышений пенсий указанным работникам в части, превышающей 3,5 минимальных размера пенсии по старости, а также расходов на доставку и пересылку указанных видов пенсий. Финансирование расходов Фонда на оплату услуг почтовой связи на доставку и пересылку государственных пенсий и пособий производится в пределах 1,5% выплаченных сумм пенсий и пособий без учета НДС. Взысканные после 1 января 2001 г. суммы пеней и штрафов, связанных с несвоевременной уплатой единого социального налога (взносов), зачисляемого в ПФР, направляются в бюджет Фонда, учитываются отдельной строкой и используются на выплаты пенсий и пособий. Реструктуризация просроченной задолженности на 1 января 2001 г. производится на срок не более пяти лет со списанием 85% сумм пеней.
Письмо ПФР от 10.07.2001 № 09-18/5713 "О применении документов индивидуального (персонифицированного) учета" сообщает, что, несмотря на отказ Минюста России в регистрации Постановления Минтруда России и ПФР от 03.07.1997 № 35/44, которым были утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению, работодатели должны представлять в ПФР сведения о застрахованных лицах по указанным формам. Данный отказ носил формальный характер и не затрагивал существа вопроса.

Разное

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" определяет государственную регистрацию юридических лиц как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах (наименование, организационно - правовая форма, адрес, способ образования, сведения об учредителях, копии учредительных документов, сведения о правопреемстве (при необходимости), дата регистрации вносимых изменений, способ прекращения деятельности юридического лица, размер организации уставного капитала, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом). Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными (кроме паспортных данных и ИНН физических лиц) и предоставляются за плату. Госрегистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Документы на регистрацию представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Установлены особенности госрегистрации и состав представляемых документов при создании, реорганизации, ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы или в сведения, заносимые в реестр. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" затрагивает следующие положения: особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий; право акционеров отчуждать акции без согласия других акционеров и общества; специфика регламентации деятельности АО с одним акционером; запрет на сделки, не связанные с учреждением; дополнительная оплата 50% акций; фирменное наименование и место нахождения общества и др. Устанавливается обязанность общества хранить учредительный договор, устав (с изменениями), документы на имущество общества, внутренние документы, положения о филиалах (представительствах), годовые отчеты, бухгалтерскую документацию (учетную и отчетную), протоколы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров и ревизионной комиссии, документацию по голосованию, отчеты независимых оценщиков, списки аффилированных лиц, лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, на получение дивидендов и т.п., заключения ревизора, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля, проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы. Закон вступает в силу с 1 января 2002 г., документы действующих акционерных обществ должны быть приведены в соответствие с новой редакцией Закона не позднее 1 июля 2002 г., а до того времени применяются в части, не противоречащей ему.
После вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 № 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами не будут признаваться пользователи подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии. Ставки платежей увеличиваются от 2 до 4 раз, ставки платы по категориям плательщиков применяются с коэффициентом 2 до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации новых ставок платы по категориям плательщиков. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" установил принципы регулирования деятельности кредитного потребительского кооператива граждан (КПКГ), которым является потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. КПКГ могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Число членов КПКГ не может быть менее чем 15 и более чем 2 тыс. человек. Основными принципами деятельности КПКГ являются свобода вступления и выхода, равенство прав и обязанностей, а также личное участие членов КПКГ в управлении кредитным потребительским кооперативом граждан. КПКГ действует на основании устава, его имущество образуется за счет паевых взносов его членов, доходов от осуществляемой им деятельности, а также за счет спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и иных разрешенных источников. В обязательном порядке создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых исключительно членам КПКГ.
Федеральный закон от 04.08.2001 № 107-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" вводит ограничения, связанные с учреждением теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание, иностранными гражданами (включая имеющими двойное гражданство) и юридическими лицами (включая российские организации с иностранными инвестициями на 50% и более). Указанные лица не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм, не могут учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации (по территории или численности проживающих), не имеют права приобретать 50% и более акций действующих российских организаций, осуществляющих указанную деятельность. Установлен годовой срок для приведения регистрационных и учредительных документов перечисленных организаций в соответствие с изложенными требованиями.
В Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечисляются виды деятельности, лицензирование которых регулируется иными законами (в том числе банковская, биржевая, в области транспорта и связи, таможенная, нотариальная, страховая, образовательная, в сфере оборота алкогольной продукции, оружия, интеллектуальной собственности на рынке ценных бумаг, ВЭД и т.п.). Устанавливается, что срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет (без права сокращения), продление возможно по заявлению лицензиата (в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии). Возможно также бессрочное действие лицензии. До 60 дней продлен предельный срок для принятия решения о выдаче лицензии. Величина лицензионных сборов установлена в жесткой сумме (300 руб. - за рассмотрение заявления и 1000 руб. - за предоставление лицензии). Новый перечень лицензируемых видов деятельности насчитывает 119 (против 216 в прежней редакции Закона о лицензировании). Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, т.е. с 9 февраля 2002 г.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 130-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования" установил, что лимит обязательной продажи валютной выручки снижен до 50%, предельный срок продажи составляет 7 календарных дней со дня поступления валютных средств. Льготы по порядку обязательной продажи экспортной валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи валютной выручки, ранее установленные указами Президента Российской Федерации, действуют до 1 января 2002 г. или до истечения срока, установленного указами Президента Российской Федерации для данных льгот.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 25.07.2001 № 138-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" рассматривается вопрос о правомерности квалификации налога как уплаченного при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, в том числе с использованием так называемых вексельных схем, осуществляемых, как правило, "проблемными" банками. Определяется, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. На недобросовестных налогоплательщиков выводы, сделанные в Постановлении № 138-О, не распространяются. Это предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ.
Предметом рассмотрения в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 № 130-О "По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" является правомерность наложения административных штрафов за непредставление или несвоевременное представление декларации о доходах одновременно с применением аналогичной (по существу) ответственности согласно ст.119 НК РФ, что фактически означает повторное привлечение одного и того же лица к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Устанавливается, что положение п.12 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" в части права налоговых органов налагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах (от 2 до 5 МРОТ) с момента вступления в силу НК РФ, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.
Письмо МНС России от 27.06.2001 № ВГ-6-16/494 "О контроле за соблюдением законодательства о применении контрольно - кассовых машин в кредитных организациях" напоминает, что в Перечень организаций, имеющих право не применять ККМ при расчетах с населением, включены кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения. К таким операциям относятся: привлечение денежных средств во вклады, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, кассовое обслуживание, купля - продажа иностранной валюты, выдача банковских гарантий, осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Использование ККМ или программно - технических средств, обеспечивающих реализацию требований, предъявляемых к контрольно - кассовым машинам, предусмотрено при совершении операций по приему от населения коммунальных, налоговых и других платежей.
Распоряжение Президента Российской Федерации от 10.07.2001 № 366-рп "О подписании Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" подтверждает, что Российская Федерация подписала Конвенцию о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28.01.1981. В соответствии с этой Конвенцией установлены основные принципы защиты персональных данных, согласно которым информация о национальной принадлежности, политических взглядах либо религиозных или иных убеждениях, а также данные, касающиеся здоровья или сексуальной жизни, могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право предусматривает надлежащие гарантии. Это же правило применяется к персональным данным, касающимся судимости. Любое лицо имеет право получить информацию о своих размещенных в базе данных персональных данных и требовать уничтожения данных, нарушающих его право на защиту персональных данных.

Подписано в печать Материал подготовлен
04.09.2001 специалистами

ЗАО "Консалтинговая группа
"Зеркало"


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru