Официальная публикация в СМИ:
"Управление персоналом", 2007, № 24
"Управление персоналом", 2007, № 24
ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И НАШЕ ПОДСОЗНАНИЕ
Сегодня психофизиология способна дать почти исчерпывающий ответ на вопрос: каким образом мы различаем цвета? Но вот для чего мы их различаем? Если для видов, значительно уступающих человеку в психическом развитии (растения, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы), цвет неотделим от функций размножения, питания и выживания, то в условиях нашей технической цивилизации роль цветочувствительности для выживания человека не столь очевидна. Тем не менее мы эту способность не утеряли. Более того, данная функция восприятия, придавая повышенную выразительность поступающей к зрительным анализаторам информации и внося определенные коррективы в плане уточнения и объективизации наших ощущений, способна привлечь непроизвольное внимание, сконцентрировать его и далее удержать интерес к цветовому решению того или иного внешнего сигнала. По своей сути цвет привлекает внимание практически безотказно. Если, в частности, эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного - на 40%.
Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека, обращаясь к чувствам, а не к логике человека. Между цветовым решением объекта и естественным восприятием человека существует определенная зависимость, и любой цвет в той или иной степени вызывает подсознательные ассоциации и вполне определенные эмоции. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Поэтому упоминание того или иного объекта может порождать ассоциацию с определенным цветом, и, наоборот, при восприятии того или иного цвета могут возникать аналогии с определенным объектом.
Другими словами, качественное своеобразие цвета очень тонко и четко дифференцировано, так как выбор цветовой последовательности является, по сути, отражением спектра соответствующих эмоциональных состояний. Ведь мы порой сами того не подозревая, обозначаем какие-либо наши склонности, тенденции и скрытые мотивы собственного поведения, просто совершая конкретный выбор и предпочитая наилучший для нас вариант среди прочих альтернативных предложений. А с другой стороны, цвет и сам способен оказывать на нас вполне определенное воздействие, и нередко прямо противоположное, в зависимости от своих оптических свойств. Соответственно, в сочетании с общим визуальным рядом использование тех или иных цветовых комбинаций влечет за собой вполне предсказуемую реакцию зрителя. В этом смысле влияние цвета на наши предпочтения настолько очевидно, что, пожалуй, не нуждается в излишних комментариях. Достаточно лишь очевидного иллюстративного примера с дегустацией одного и того же сорта кофе, но из упаковок разного цвета. Так, кофе из красной упаковки, по мнению большинства опрошенных, оказался самым ароматным и вкусным. Вкус кофе в голубой упаковке был самым мягким. Коричневая упаковка "придавала" напитку излишнюю крепость, тогда как в упаковке желтого цвета кофе воспринимался как наиболее слабый из всей представленной серии.
Несмотря на то что современный человек стал более искушенным в области выбора цветовой гаммы, не говоря уже об этнических и культурных предпосылках своих предпочтений, и даже с учетом того обстоятельства, что он стремится к большему числу цветовых возможностей, соответствующих выбранному стилю жизни и позволяющих ему достичь более высокого уровня комфорта, основные цветовые пристрастия и устремления подавляющего большинства жителей нашей планеты достаточно универсальны. В целом, если суммировать достаточно похожие друг на друга многочисленные данные относительно корреляции цветовой палитры с эмоциональным состоянием и прочими параметрами жизнедеятельности организма, представленные ведущими специалистами и признанными экспертами в области комплексного исследования природы цвета, то получается следующая интегральная картина.
Красный цвет - теплый, живой, беспокойный и раздражающий, символ опасности и запрета, показывает деятельный, волевой настрой и создает чрезмерную напряженность. Он активизирует сердечно-сосудистую систему и ускоряет ритм дыхания. Может утомлять при длительном воздействии. "Сладкий вкус" красного цвета выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. Широко используется в мире косметических средств и парфюмерии. Больше нацелен на молодежь - в силу своей агрессивности не всегда подходит для старшего поколения. Так как любой чистый цвет в своем воздействии существенно отличается от спектра оттенков, расположенных рядом с ним на одной шкале, то, в частности, пурпурный цвет будет восприниматься как изысканный, претенциозный и повелевающий, в то время как пастельные цвета лилового оттенка указывают на замкнутость и изолированность, а с багровым цветом связывают в основном полноту и насыщенность.
Оранжевый цвет мы воспринимаем как жизнеутверждающий, теплый и уютный, создающий чувство благополучия. С точки зрения восприятия считается самым запоминающимся цветом, может быть по причине его "съедобности" в биологическом аспекте, так как едва ли не лучше иных оттенков напоминает о спелости, урожае, вкусных продуктах. Физиологически действует в том же направлении, что и красный, но слабее: ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение и т.д., в общем, тонизирует.
Розовый цвет - женственный, мягкий и нежный - привносит ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости.
Желтый цвет как контактирующий и лучезарный, но "кислый" по вкусовому восприятию неплохо стимулирует зрение, нервную систему и головной мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Считается физиологически оптимальным и наименее утомляющим. Такой цвет чаще других выбирают импульсивные люди, в силу чего желтый цвет нередко сравнивается с недостаточно адекватным состоянием человеческой души в плане избыточной экзальтированности. Его оттенки - теплый желтый (цвет яичного желтка) воспринимается как дружеский и приятный, тогда как светло-желтый (лимонный) ощущается как холодный, "кислый", отталкивающий, вызывающий порой чувство незначительности и бесцветности.
Золотистый цвет олицетворяет стремление к власти и демонстрацию своего превосходства - это активный и требующий оттенок. Наряду с такими цветами, как серебряный, темно-серый, черный и бордовый, относится к когорте "престижных". Их задача - передать солидность, уверенность, стабильность и высокую стоимость, что весьма наглядно демонстрируют ювелирные изделия.
Зеленый цвет успокаивает, снимает боль, усталость, олицетворяет свежесть и естественность. Данный цвет выбирают люди способные, требовательные и уравновешенные. Абсолютно зеленый - самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет оттенка радости или печали, что благотворно действует на утомленных людей, но иным может со временем и прискучить. В чистом виде этот цвет вызывает ощущение "некой обделенности" и создает вялую атмосферу, поэтому в сочетании с желтым сам зеленый цвет оживляется и становится более активным, а при добавлении синего начинает звучать иначе, делается серьезнее, вдумчивее. Зеленый цвет уменьшает кровяное давление и расширяет сосуды, является символом здоровья, свежести, высокой и эффективной работоспособности. Светло-зеленые оттенки уже не столько освежают, сколько придают холодность самому объекту, а вот оливковые тона, приглушая чистый цвет, вызывают успокаивающий, смягчающий эффект.
Подобное действие оказывает голубой цвет со своими светло-голубыми оттенками. Голубой цвет относится к успокаивающим: снимает мускульное напряжение, уменьшает кровяное давление, замедляет учащенный пульс и ритм дыхания. При этом если голубой цвет создает холодное и часто отталкивающее впечатление, то голубоватые расцветки действуют расслабляюще, оказывая умиротворяющий эффект, присущий многим пастельным тонам.
Синий цвет создает внутреннюю силу и гармонию. Этот "горький" по вкусовым ощущениям цвет выбирают люди меланхоличные и в некотором смысле разочарованные. Свежесть синего цвета в сочетании с его успокоительным влиянием позволяет отнести его к числу физиологически желательных цветов благодаря антистрессовому действию и потенциальной возможности снимать напряженную обстановку. То есть синему, как и голубому, присуще релаксирующее воздействие на нервную систему, которое, однако, способно перейти в угнетающее, порой депрессивное, состояние.
Данная цветовая гамма может способствовать некоторому затормаживанию физиологических функций, а по результатам исследований при длительном воздействии вызывать спад работоспособности. При этом чем глубже, темнее становится синий цвет, тем больше в нем стремления к чистоте, к бесконечному и сверхчувственному. Доведенный до пределов черного, синий цвет подчеркивает дистанцию и несет отзвук печали. Но и осветляясь, синий цвет также остается направляющим, он уводит в пространство, доходя до стадии если не полного равнодушия или безразличия, то, по крайней мере, призывая к сдержанности или абсолютному покою, - до различных тонов белого цвета. В ряде случаев та же "холодность" бирюзового оттенка может быть нейтрализована небольшим внесением красного цвета, такое сочетание становится весьма приемлемым для восприятия.
Фиолетовый цвет считается углубленным, тяжелым и производящим впечатление некоторой таинственности. Это как бы охлажденная синим цветом красная палитра, поэтому у фиолетового несколько болезненное звучание, как бы погашенное и печальное. Он угнетающе влияет на нервную систему и при длительном воздействии вызывает спад жизненной активности. Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости, но вот будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, фиолетовый не подавляет, а "провоцирует".
Коричневый цвет вызывает ощущение стабильности и реалистического настроения. Это выбор людей с устойчивым положением либо не желающих ничего менять консерваторов. Коричневый считается "тяжелым", или мужским, цветом, ассоциируется с землей, зрелостью, возрастом, теплом и комфортом - сущностью мужского благополучия. Вся коричневая гамма, от теплых темных тонов до более вялых и инертных охристых или олицетворяющих "седину и благоразумие" бежевых оттенков, направлена на устранение повышенной нервозности и снижение возбудимости.
Черный цвет великолепен в качестве фона и хорош при обрамлении других цветов. В "чистом" виде при длительном воздействии может влиять на человека как нечто без возможностей - молчание без будущего. Но в основном ощущение безжизненности от восприятия черного цвета характерно для старшего поколения, тогда как для молодежи черный цвет ассоциируется со стильностью, а для средней возрастной группы потребителей он символизирует изящество. Может подчеркнуть престижность, элегантность. При определенном сочетании цветов передает ощущение сложности, насыщенности, сосредоточенности.
Белый цвет символизирует чистоту и успокоение. Для него характерно "самоустранение", и потому его лучше использовать в качестве дополнительного цвета в сочетании с синим, красным или зеленым либо как весьма характерный фон, смягчающий, а то и вовсе гасящий избыточное раздражение.
Равновесие белого и черного приводит к появлению серого цвета с глухой тональностью, не дающей ни движения, ни звука. Но эта неподвижность совсем иного свойства, нежели чем у того же зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Это скорее подчеркнутая уравновешенность. Недаром серый цвет рассматривают в качестве атрибута солидности, умеренности. Вполне закономерно и применимое к нему такое устойчивое определение, как "благородный".
Во многом выбор удачного визуального образа зависит от скоординированного и точно рассчитанного соответствия цветов. Любые два цвета рядом воспринимаются несколько иначе, чем по отдельности. Если близкие цвета обладают примерно одинаковой яркостью, то они склонны обмениваться насыщенностью и цветом. Скажем, тускло-синий рядом с ярко-зеленым приобретает зеленоватый налет и становится чуть более отчетливым; зеленый же несколько теряет в яркости и сдвигается к более голубому диапазону. Эти эффекты заметнее всего проявляются, когда один цвет окружает со всех сторон другой, как бы подавляя его. Непосредственно в зоне контакта двух цветов начинает проявляться противоположная тенденция - цвета как бы отталкиваются друг от друга, стараются подчеркнуть свои различия: темный в соседстве со светлым приобретает более темную "кромку", а светлый делается несколько ярче. Такое влияние цветов друг на друга, приводящее к усилению контраста между ними, заметнее всего, когда цвета-соседи значительно отличаются по яркости. На ярком белом фоне почти любой достаточно темный выглядит черным, а на темном или черном фоне особенно "сочно" смотрятся яркие и насыщенные цвета, тогда как темные и тусклые выглядят бледновато.
То есть резкие контрасты создают наиболее сильные устойчивые эффекты. Нейтральный серый цвет на красном фоне воспринимается как зеленоватый, а на синем фоне - как серый с красноватым оттенком. При восприятии цветных объектов, так же как и черно-белых, каждый данный цвет наводит на соседние поля зрения оттенок, являющийся для него дополнительным. Если смотреть на синее пятно, повышается чувствительность к желтому, а восприятие красного увеличивает чувствительность к зеленому. Вот почему не рекомендуется использовать насыщенные дополнительные цвета друг с другом. Если, например, помесить средне-яркий зеленый шрифт на средне-ярком красном фоне, начинается "борьба двух противоположностей", и текст читаться не будет. Однако если уменьшить силу одного из тонов, то восприятие заметно улучшится.
Наибольшей различимостью обладают сочетания черного цвета на желтом фоне и синего на белом, эти "сокровенные знания" весьма успешно используются в полиграфии для достижения наилучшего восприятия информации потребителями. Далее иерархическая шкала цветовой эффективности сочетаний, как считают многие исследователи, выглядит следующим образом (по мере ухудшения контрастности): зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; черный на оранжевом; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном.
Что касается психологической ассоциативности сочетаний, то, по мнению профессионалов в области психологии цвета, по механизму своего воздействия все они достаточно стереотипны, несмотря на закономерный разброс по интенсивности и специфике индивидуальных различий. Например, смесь синего и зеленого вызывает чувство неуверенности и беспокойства, а сочетание желтого с синим создает у потребителя сильную напряженность, благодаря которой возникает эффект движения, в то время как альянс черного с белым приводит к ощущению чего-то мистического и связывается с таинственностью или загадочностью, но черного с красным - с опасностью и подавлением. Более того, черное с оранжевым воспринимается уже как насилие, но оранжевое с желтым - как умеренное возбуждение, а вот желтое с красным - это уже насыщенная лучезарность и радостная теплота.
Но если вместе с красным присутствует пурпурный, то наблюдается определенный диссонанс, тогда как пурпурный одновременно с золотым подчеркивает мощь и достоинство, а золотой с красным свидетельствуют о пышности, роскоши и праздничности. В комбинации с белым голубой цвет ассоциируется с морем, парусом, ветром, свободой, поэтому часто "эксплуатируется" в различных сценах "романтического" характера. Союз зеленого с белым - это характерное впечатление чистоты и яркости, а зеленого с желтым - обновления, раскрепощения и радости. При этом если зеленый с синим подчеркивает движение и изменчивость, то коричневый с желтым - чувство приземленности, но коричневый с зеленым - это большая продвинутость в сторону близости с природой, успокаивающая теплота. И, наоборот, бескомпромиссность ассоциируется со смесью коричневого с синим цветом.
Блок красного с зеленым - всегда сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда мотивы жизнеутверждения. Коалиция фиолетового цвета одновременно с желтым утяжеляет визуальный образ, а оранжевого с фиолетовым инициирует уже негативное впечатление от увиденного, сходное с опьянением и оглушением. Объединение оранжевого с ультрамариновым - это претенциозность и жесткость, хотя менее экспрессивное сочетание синего с красным сопровождается ощущением отталкивания, резкой силы и волнения, тогда как голубого с серым, наоборот, чувством сдержанности, холодности и некоторого оцепенения, вплоть до пассивности и легкой неуверенности у сочетания зеленого с серым. И, наконец, наивность и беззащитность - это прерогатива розового цвета вместе с белыми или светло-зелеными оттенками. Робость, застенчивость и разобщенность больше подходят комплекту розового с синим, но обволакивающая теплота и радушие свойственны сочетанию зеленого с розовым.
Часто мы судим о цвете по его визуальной весомости. Если на какой-либо поверхности внизу даны темные цвета, а вверху - светлые, то такое решение производит впечатление стабильности. Наоборот - впечатление неустойчивости. Подобным свойством наделены ярко-желтые цвета, поэтому их не рекомендуют использовать вообще на больших поверхностях, в крайнем случае их лучше применять в сочетании с зеленым цветом. А вот красный цвет может искажать восприятие размеров объекта, визуально уменьшая окрашенную в этот цвет поверхность.
Совершенно по-разному выглядят цвета и в разное время суток. Если при дневном освещении яркость, например, зеленого и желтого цветов одинакова, то в сумерках зеленый будет восприниматься более отчетливо, притом что оба цвета будут выглядеть как серые. Психофизиологическое воздействие цвета зависит не только от освещенности, большей или меньшей насыщенности или размера цветового пятна, но и от расстояния и направления воздействия цвета. Цвет, расположенный по вертикали, воспринимается легким, по диагонали - динамичным, а по горизонтали - устойчивым. Напряжение цвета в нижней части композиции также указывает на ее естественное и устойчивое состояние, тогда как цветовая концентрация в верхней части говорит о негармоничном распределении и ощущении давления, а цветовое усиление по краям воспринимается как нестабильность.
При выборе цветового оформления для интерьеров, иллюстраций и т.п. необходимо помнить, что вся совокупность элементов какого-либо объекта находится в непосредственной взаимосвязи. Поэтому главное - это соблюдение баланса и недопущение "конфликта интересов", когда в ущерб совместным усилиям всех элементов какой-либо самый сильный из них неосознанно затмевает запланированное восприятие объекта в глазах заинтересованной публики.