Законодательство
Выдержки из законодательства РФ

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 20.12.2001 № 50-О01-63
Приговор по делу об убийстве двух лиц, совершенном на почве ссоры, возникшей при совместном употреблении спиртных напитков, а также краже оставлен без изменения, так как данных о наличии у осужденного психического заболевания или временного расстройства психической деятельности в момент совершения инкриминируемых ему деяний не установлено, наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности содеянного и данных о личности осужденного.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 декабря 2001 г. № 50-О01-63

Председательствующий
Зимин Ю.М.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего - Разумова С.А.,
Судей - Глазуновой Л.И. и Самарина Б.М.
Рассмотрела в судебном заседании от 20 декабря 2001 года дело по кассационной жалобе осужденного Х. на приговор Омского областного суда от 19 февраля 2001 года, которым
Х., <...>, русский, со средним образованием, ранее не судимый,
осужден по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ к 11 годам лишения свободы, по ст. 158 ч. 1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения окончательно назначено 11 лет 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии со ст. 97 ч. 1 п. "г", 99 ч. 2 УК РФ ему назначены принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения от алкоголизма у психиатра.
Заслушав доклад судьи Глазуновой Л.И., заключение прокурора Смирновой Е.Е., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия,

установила:

Х. осужден за убийство двух лиц - Т.А. 1959 года рождения и К. 1957 года рождения, совершенное 8 ноября 2000 года на почве ссоры, возникшей при совместном употреблении спиртных напитков, а также кражу набора кухонных ножей и ножа кустарного производства, принадлежащих Т.А., и зимних ботинок, принадлежащих К.
Преступление совершено в г. Омске при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Х. свою вину признал частично и пояснил, что убийство потерпевших совершил, защищая свою жизнь и здоровье, поскольку они напали на него, и пытались совершить с ним действия сексуального характера. Не отрицая, что похитил набор столовых ноже и нож кустарного производства, пояснил, обувью К. воспользовался по ошибке.
В кассационной жалобе Х., не соглашаясь с приговором, просит разобраться в деле и в случае согласия с его доводами, смягчить наказание. Он утверждает, что в процессе употребления спиртных напитков между ним и потерпевшими возникла ссора, в процессе которой они не давали возможности ему покинуть квартиру. Их поведение свидетельствовало о том, что они хотят совершить с ним действия сексуального характера. Защищаясь, он нанес несколько ударов ножом сначала одному из них, а затем - другому. Свою вину в убийстве он признал, однако, считает, что действия его квалифицированы неправильно. Просит учесть обстоятельства совершения преступления, а также то, что он "активно способствовал раскрытию преступления и помогал следствию", свою вину признал и раскаялся в содеянном, и смягчить наказание.
Ознакомившись с кассационной жалобой осужденного, потерпевший Т.В. просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не усматривает.
Вина осужденного в совершении преступления доказана и подтверждается следующими доказательствами.
Сам он, оспаривая умысел на умышленное убийство Т.А. и К., не отрицает, что смерть обоих наступила от его действий.
Трупы потерпевших с признаками насильственной смерти были обнаружены в квартире, где проживал Т.А.
Согласно выводам судебно-медицинского эксперта смерть Т.А. и К. наступила от острой кровопотери, развившейся в результате проникающих колото-резаных ранений грудной клетки с повреждением внутренних органов. У каждого из потерпевших обнаружено в пределах десяти колото-резаных ранений.
Нож, которым, по пояснениям осужденного, он наносил удары потерпевшим, был обнаружен и изъят у Ш.
Свидетель Ш. пояснил, что в тот вечер он за 10 рублей приобрел этот нож у Г.
Свидетель Г. пояснил, что этот нож он видел у Х., который оставил его между рамами в подъезде дома, где они совместно употребляли спиртные напитки.
Согласно выводам криминалистической экспертизы, имевшиеся колото-резаные ранения могли быть причинены указанным ножом.
В период расследования дела была обнаружена и изъята одежда, в которой находился Х. в момент совершения инкриминируемых ему деяний.
На данной одежде обнаружена кровь человека, происхождение которой от потерпевших не исключается.
На месте происшествия была обнаружена вязаная шапочка, принадлежавшая Х., который не отрицал, что эту шапочку он оставил в квартире Т.А.
Оценив добытые доказательства, суд обоснованно пришел к выводу, что Х. убил потерпевших в ссоре с ними, после чего тайно похитил их имущество, и его действиям дал правильную юридическую оценку.
В судебном заседании проверено утверждение Х. о том, что убийство потерпевших он совершил, защищая свою жизнь и здоровье.
С учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, поведения осужденного до и после убийства потерпевших, суд пришел к выводу, что преступление им совершено на почве ссоры.
Этот вывод суда в приговоре мотивирован и, по мнению судебной коллегии, является правильным.
Нарушений уголовно-процессуального закона, свидетельствующих о неполноте и необъективности исследования обстоятельств дела, либо нарушающих права осужденного на защиту, по материалам дела не установлено.
Вопрос о психическом состоянии Х. в судебном заседании исследовался, данных о наличии у него психического заболевания или временного расстройства психической деятельности в момент совершения инкриминируемых ему деяний не установлено. Преступление совершил в состоянии простого алкогольного опьянения. Давать отчет своим действиям и руководить ими мог.
Наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности содеянного и данных о личности осужденного, оснований к его смягчению судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 332, 339 УПК РСФСР, судебная коллегия,

определила:

приговор Омского областного суда от 19 февраля 2001 года в отношении Х. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru