ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 03.08.2004 № 543-ПП
"О КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ "СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ" ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 49, 01.09.2004
Снят с контроля в связи с выполнением (постановление Правительства Москвы от 22.03.2005 № 151-ПП).
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2004 г. № 543-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ "СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ" ПО ОКАЗАНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ
ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
С целью организации поддержки семьям и детям г. Москвы и на основании распоряжения Правительства Москвы от 30 октября 2003 года № 1997-РП "О дополнительных мерах по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить разработанную некоммерческим партнерством "Некоммерческое партнерство научного развития "Фемида" Концепцию программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - Концепция программы "Солнечный круг"), согласно приложению.
2. Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитету общественных связей города Москвы, Департаменту образования города Москвы при участии некоммерческого партнерства "Некоммерческое партнерство научного развития "Фемида":
2.1. Разработать и представить Правительству Москвы до 1 декабря 2004 года проект городской целевой комплексной программы "Солнечный круг" на 2005-2007 гг. по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2.2. Совместно с префектурами административных округов и Государственным учреждением "Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц" организовать в двухмесячный срок работу по реализации Концепции программы "Солнечный круг" на окружном уровне.
2.3. Совместно с Комитетом физической культуры и спорта города Москвы, Комитетом по культуре города Москвы, Государственным учреждением "Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц" и другими государственными учреждениями города Москвы в двухмесячный срок принять дополнительные меры по организации информирования детей и подростков о деятельности культурно-досуговых, образовательных, воспитательных и спортивных учреждений и привлечению детей и подростков к занятиям в кружках, секциях.
3. Департаменту образования города Москвы организовать в августе - октябре 2004 года проведение заседания родительских комитетов школ, родительских советов округов, московское городское родительское собрание для создания системы работы родительской общественности по реализации Концепции программы "Солнечный круг".
4. Комитету общественных связей города Москвы, Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитету физической культуры и спорта города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы предусмотреть в рамках реализуемых социальных и общественно значимых программ (проектов), проводимых общественными и негосударственными некоммерческими организациями города Москвы, поддержку Концепции программы "Солнечный круг".
5. Предложить Главному управлению внутренних дел города Москвы оказывать организационное, информационное, методическое содействие в проведении мероприятий по реализации Концепции программы "Солнечный круг".
6. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы совместно с префектурами административных округов оказывать содействие Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитету общественных связей города Москвы, Департаменту образования города Москвы, некоммерческому партнерству "Некоммерческое партнерство научного развития "Фемида" в информировании населения о мероприятиях по реализации Концепции программы "Солнечный круг".
7. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы:
7.1. Совместно с открытым акционерным обществом "ТВ Центр" разместить с августа по декабрь 2004 года в эфире телеканала ТВЦ еженедельную телевизионную программу "Солнечный круг".
7.2. Совместно с префектурами административных округов оказывать содействие в трансляции программы "Солнечный круг" окружными студиями кабельного телевидения.
8. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать содействие в изготовлении и размещении информации о мероприятиях, проводимых в рамках Концепции программы "Солнечный круг", по тарифам городского заказа.
9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы:
9.1. Профинансировать расходы в сумме 96000000 рублей, в том числе в III квартале - 73000000 рублей и в IV квартале - 23000000 рублей, на реализацию мероприятий Концепции программы "Солнечный круг" за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2004 год.
9.2. Заключить договор с некоммерческим партнерством "Некоммерческое партнерство научного развития "Фемида", являющимся автором Концепции программы "Солнечный круг", на ее реализацию в 2004 году.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 3 августа 2004 г. № 543-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОГРАММЫ "СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ" ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ,
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ,
ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Москва 2004 год
Введение.
Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали не только безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, а отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи. Данная ситуация требует дополнительных усилий и заботы со стороны общества и государства. Опасность безнадзорности детей даже в "действующих юридических семьях" видится в том, что данная ситуация способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставлены сами себе, многие из подростков совершают преступления и считают это нормой в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время вне "семейного очага" и внимания со стороны родителей, педагогов, психологов приводит его на улицы мегаполиса, заполненные криминалом, насилием, наркотиками, что фактически предопределяет его жизненный путь.
В чем основная причина детской беспризорности и, прежде всего, безнадзорности даже в существующих семьях? В первую очередь, в тяжелой социально-экономической ситуации в стране. Ослабление ценностей семьи, распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица взрослых членов семей, недостаточная социальная поддержка малоимущих семей со стороны государства - вот неполный перечень причин, выбрасывающих детей на улицы. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с детской безнадзорностью, все-таки останутся. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур исполнительной власти. Особое место в данном процессе следует отвести формированию общественных структур, способных привлечь внимание граждан к существующим проблемам и сподвигнуть их к активным действиям для противостояния злу.
И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и укреплять их духовно-нравственные ценности.
Целью данного документа является проработка основных подходов к программе оказания психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также анализ возможностей применения современных коммуникационных технологий в сфере "детской политики".
Основные задачи при подготовке документа:
- анализ актуальности проблемы семей, попавших в сложную жизненную ситуацию;
- определение наиболее острых проблем детей, подростков и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию;
- выяснение уровня обеспокоенности общества проблемами подростков и детей;
- определение реальных способов решения проблем семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Проблемы современных подростков.
Жизненное самоопределение молодежи (подростков) можно рассматривать как одну из основных форм включения в социальную структуру. Оно является как бы итогом определенной взаимосвязи социального, профессионального, общественно-политического, мировоззренческого, межличностного и других видов самоопределения. Можно также сказать, что жизненное самоопределение представляет собой процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни. И именно в этот ответственный период жизни подростки могут оказаться безнадзорными, т.е. выпасть из сферы внимания семьи и государства, подвергнуться деструктивному влиянию таких социальных бедствий, как наркомания, проституция.
Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. Безусловно, в городе существует достаточное количество социальных программ, посвященных проблеме безнадзорных подростков.
В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.
Несмотря на положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.
Распространенность злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последнее десятилетие настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний. По данным различных исследований считается, что каждый наркоман "заражает" от 10 до 30 человек; иначе говоря, на одного зарегистрированного наркомана приходится 10-30 незарегистрированных. Распространенность наркомании среди подростков в Российской Федерации в целом и в Москве растет.
Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ в Москве характеризуется рядом тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовом общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.
Одновременно с распространением детской наркомании в России и Москве сложилась тревожная ситуация: дети все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов. По данным специалистов, РФ входит в список 20 стран, лидирующих в мире по темпу роста детской проституции. Во многом это связано со значительным падением уровня и качества жизни большинства россиян в последнее десятилетие двадцатого века, резким перепадом мира богатых и мира бедных, атмосферой рыночных отношений "дикого капитализма". Прослеживается также социальная и правовая незащищенность детей и подростков от массовых публичных форм совращений, в том числе с использованием неадаптированных к отечественным условиям образовательных программ по сексуальному воспитанию, проектов некоторых развлекательных журналов для юношества, компьютерных СМИ и телекоммуникационных систем.
В большинстве случаев меры государственной политики направлены уже на последствия, а не на причины того или иного социального явления, это касается и действий исполнительных институтов в отношении борьбы "за здоровое поколение молодежи".
По данным социологических опросов, причинами "антиобщественного" поведения среди молодежи (по опросам самих подростков) чаще всего являются:
Проблемы взаимоотношений с родителями в семье. Дети не находят столь необходимой в их возрасте теплоты и ласки у своих близких по разным причинам: занятость родителей "зарабатыванием денег", алкоголизм, наркомания взрослых, неполнота семей.
Проблемы с учебой. Большинство родителей слишком много внимания уделяют лишь школьной успеваемости своих детей, не пытаясь понять, а уж тем более принять мир своих подрастающих детей.
Изнасилование. Школьная секс-революция в середине 90-х годов, когда распространялись неадаптированные к российским реалиям жизни западные программы "ликвидации половой безграмотности", закончилась полным провалом и привела к росту числа преступлений подростков, совершаемых на сексуальной почве.
Долги. Социальные перемены 90-х, градация общества на богатых и бедных вызвали необратимый мировоззренческий кризис не только у взрослых, но и у детей, когда основу ценностной системы составляет исключительно материальное благополучие, зарабатывание денег любым способом. Неготовность подростков к "взрослым" товарно-денежным отношениям в период "хищнического капитализма" зачастую ставит их в долговую зависимость от полукриминальных и криминальных групп, использующих неопытность детей в своих интересах.
Одиночество. Занятость родителей, формальность отношений с воспитанниками педагогов, неприятие сверстниками вызывает зачастую экзистенциальные чувства изолированности и одиночества в жестоком мире, где никто не хочет прийти на помощь. Учитывая подростковый максимализм, мысль "никому я не нужен" становится особенно опасной, способной привести подростка к трагическому решению "ухода" (это может быть суицид, наркотики, асоциальное поведение).
Безответная любовь. Как отмечают психологи, в подростковом возрасте человека очень волнуют взаимоотношения полов. Проблемы, которые у взрослых вызывают снисходительную улыбку, мальчикам и девочкам кажутся неразрешимыми.
Насилие в семье. Семей, где физическое насилие считается приемлемым, в принципе, не так уж мало. Как правило, в семьях, где применялась сила, жертвами в первую очередь оказываются дети. Кроме того, ребенок сталкивается в семье с насилием не только по отношению к себе, но и к своим близким, что также наносит непоправимую травму детской личности.
Незанятость. В большинстве случаев современные молодые люди располагают достаточно значительным количеством свободного времени, но не находят "себе применения". Имеющиеся в столице спортивные секции, клубы, дискотеки и т.д. в основном платные. У многих родителей просто не хватает денег, чтобы отправить своего ребенка в спортивную секцию или тренажерный зал. В итоге многие подростки все свободное время проводят на улице со сверстниками, попадая в различные истории.
Вышеперечисленные проблемы подростков не являются окончательным списком. Следует также добавить, что подростки сталкиваются не с одной, а сразу с несколькими проблемами одновременно.
Семья как основной фактор социализации личности. Кризис современной российской семьи.
Семья характеризуется как сложное социальное образование, которое, с одной стороны, является специфическим социальным институтом, а с другой - малой социальной группой. Поэтому можно говорить о двойственности функций семьи, о ее макро- и микроструктурах, позволяющих рассматривать ее как систему. Существование семьи как социальной общности и как фактора социализации основано на потребности людей в семейном образе жизни. Семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция к уменьшению потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации в ряде стран.
Наиболее принятым определением семьи является следующее: семья - это общность, основанная на общесемейной деятельности, связанная узами супружества - родительства - родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи. Наличие триединого отношения супружество - родительство - родство считается основанием формального признания семьи, ее конституирования. Если же этих отношений нет, то употребляют термин "семейная группа".
Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают:
- стремление избежать одиночества;
- желание иметь детей;
- реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании;
- создание психологической "ниши";
- поиск способов и механизмов психологической защиты.
Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно вариативен. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений.
Функции семьи принято делить на специфические и неспецифические. К специфическим функциям семьи, которые определяются ее сущностью, ее социальной природой, относятся следующие:
- репродуктивная (рождение детей);
- социализирующая (обеспечивающая воспитание детей);
- охранительная (ответственность за защиту членов семьи).
Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. Например, в последнее время произошел "перехват" семьей функций других социальных институтов - образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др. Неспецифическими функциями семьи являются:
- накопление и передача собственности и статуса;
- организация производства и потребления;
- ведение домашнего хозяйства;
- организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжения, развитию каждого члена семьи.
Они могут резко изменяться на разных исторических этапах, сужаясь, расширяясь, модифицируясь или даже исчезая. Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характеристике семьи следует указывать, какой модели она соответствует - традиционной или современной. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.
Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными "фигурами" социализации личности были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от их социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.
В каждой семье складывается своеобразная структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания.
Но сегодня приходится констатировать, что "средняя российская семья" переживает глубокий социально-экономический и ценностно-психологический кризисы.
Кризисные отношения в современных семьях приводят к потере ими своей главной функции - социализации и воспитания детей. Современные семьи сталкиваются в своей повседневной жизни с целым набором проблемных ситуаций, которые могут привести к краху "семейной жизни". Основные проблемы современной семьи в основном сводятся к следующим аспектам:
Катастрофическое падение "семейных ценностей" в современном общественном сознании. На сегодняшний день семья как малая социальная группа перестала представлять собой ценность в глазах населения страны. Семья перестала быть первоначальной ячейкой общества, его опорой. Наше население все больше начинает походить на "общество индивидуумов", разрозненных и разобщенных. Данная ситуация характерна не только для России. Схожие тенденции отмечаются и западными социологами, занимающимися вопросами развития современных обществ. Постиндустриальное, информационное общество, ориентированное на ценности потребления, оказывает разрушительное воздействие на ценность семьи.
Повышение уровня конфликтных отношений в современных семьях. Сложность во взаимоотношениях членов семей. Разобщенность родителей становится главной причиной распада современных семей. Постоянно растет количество разводов по отношению к заключаемым бракам. Это является прямым следствием современного отношения общества к семье. Молодые люди, вступая в брак, очень часто не имеют представления о той ответственности и мудрости, которую им предстоит проявить в новой роли.
Отсутствие детей в семьях. Тяжелое материальное положение становится серьезным препятствием для молодых семей, когда они решают завести ребенка. Все больше становится семей только с одним ребенком. Но не только экономические причины составляют основу тенденции к сокращению детей в семьях. В глазах общества семья больше не является "репродуктивным институтом". Также сюда может быть отнесена проблема бесплодия родителей, что само по себе является серьезной психологической травмой для взрослых членов семьи.
Различные социально (материально)-психологические ситуации:
Потеря (утрата) одного из членов семьи (неполные семьи). Утрата одного из членов семьи может произойти в силу разных причин. Это может быть и смерть, и развод родителей. Так или иначе семья оказывается неполной, что негативно сказывается, в первую очередь, на детях в неполных семьях.
Инвалидность одного из членов семьи. Инвалидность становится серьезным испытанием для всей семьи. В случае утраты дееспособности старшими членами семьи это автоматически ведет к ухудшению материального положения, осложнению взаимоотношений родителей, появлению напряжения, ослаблению стрессоустойчивости семьи. В случаях когда инвалидами в семьях по тем или иным причинам оказываются дети, это приводит к дополнительной психологической нагрузке на родителей, становится серьезным вызовом и угрозой благополучию семьи.
Алкоголизм, наркомания, преступность в семье. При появлении этих серьезных социальных недугов в семье, особенно в случае возникновения наркотической зависимости у кого-либо из взрослых членов, "пассивное" развитие событий может привести к разрушению семьи. Из семьи в переносном, а чаще даже в буквальном смысле "изымается" один из родителей, и она становится неполной.
Насилие в семье. В данном случае речь идет не только о сексуальном насилии в семьях, но также о причинении любого физического или психологического вреда кому-либо из членов семьи. Чаще всего объектами насилия в семье становятся младшие члены (дети). В случаях же применения "силовых" методов разрешения конфликтных ситуаций между родителями у ребенка формируется неправильное восприятие семейных отношений, и в дальнейшем деформированная модель взаимоотношений может быть им воспроизведена уже в "своей семье во взрослой жизни".
Тяжелое материальное положение семьи. Экономические реформы 90-х годов прошлого столетия подорвали материальное благополучие большинства населения нашей страны. Не всем удалось приспособиться к новым экономическим реалиям современной жизни России. В большинстве случаев каждая семья в отдельности предоставлена "сама себе", не рассчитывая на помощь извне.
Отсутствие жилья ("жилищный вопрос"). Эта проблема особенно актуальна для молодых семей. В некоторых случаях жилищный вопрос становится непреодолимой преградой для молодых людей на пути создания собственной семьи. В случаях же проживания молодых семей с родственниками нередки ситуации возрастного непонимания старшими членами семей молодых супругов, что является благодатной почвой для возникновения конфликтов.
Различные стрессовые ситуации. Составить полный перечень всех возможных проблемных ситуаций современных семей очень сложно. "Все счастливые семьи счастливы одинаково, а все несчастные - несчастны по-своему". Стоит лишь перечислить наиболее распространенные: потеря имущества, различного рода трагедии (автокатастрофы, терроризм и т.д.), потеря родителями работы, вынужденное переселение (беженцы, миграция и т.д.) и многое другое...
Выход из кризиса.
Уже упоминавшаяся система государственной политики (реакция на следствие, но не на причину) не эффективна в достаточной степени. Наиболее действенной может стать только активность самого общества, готового бороться с социальными недугами. Вернуть себе здоровое поколение можно лишь самим родителям, заинтересованным в успешности своих детей.
Сегодня, наконец-то, произошел отказ от репрессивной государственной системы воспитания молодого поколения и переход к социозащитным принципам работы с детьми.
В стране стали создаваться детские реабилитационные центры, приюты и иные учреждения, которые ставят своей задачей усиление внимания к конкретному ребенку с его конкретной проблемой, а не работу с классом, группой, отрядом как бы по общему воспитанию и образованию детей. И это стало новым.
Термин "трудная жизненная ситуация" открытый, понятный и доступный. В трудную жизненную ситуацию можно включить разные обстоятельства. И вполне добропорядочные граждане, и дети из вполне нормальных семей оказываются в этих ситуациях. С детьми работают не только приюты и центры, но и иные учреждения, как то: центры помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, телефоны доверия для взрослых и детей и иные организации.
Но сегодня абсолютно понятно, что более раннее включение в кризисную семью, адекватная помощь взрослым и детям - это и есть перспектива. И эта помощь может быть не только государственной, но и общественной. К тому же все существующие государственные, региональные, муниципальные программы, учреждения раздроблены и разобщены. Нет координирующего центра, способного адекватно проводить сбор информации и направлять общественный интерес в нужное русло. Поэтому представляется целесообразным создание общественного движения (рабочее название "Обеспокоенные родители"), в задачи которого входило бы выявление и оказание реальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Зачастую в помощи нуждаются не только дети-подростки, но и их родители, которые не знают, как решить возникшую в их семье проблему.
Одновременно с конкретной помощью семьям общественное движение может предоставить каждому желающему реальные возможности позитивно воздействовать на среду развития детей.
Для действительной работы общественной организации по улучшению социальной среды семей основу структуры должен составлять блок профессиональных организаторов.
Именно блок организаторов должен отвечать за структуру организации, ее материально-техническое обеспечение, пропагандистскую работу, рекрутинг добровольцев, контакты с иными структурами государственной или муниципальной принадлежности.
Первостепенной задачей блока организаторов должна стать разработка наиболее полной и рабочей концепции "детской политики современного города", которая станет идеологической базой создающейся общественной организации.
Также на начальном этапе должны быть разработаны основные принципы, методы работы организации с семьями, попавшими в трудную ситуацию; определены миссия и видение общественной организации, сформулированы главные цели и задачи развития общественной структуры.
Общественная организация должна быть также готова взять на себя функции по установлению горизонтальных связей между уже действующими государственными и муниципальными структурами в сфере детской политики.
Для дальнейшей работы с семьями и подростками организаторы могут привлекать профессиональных психологов, юристов, социальных работников.
На сегодняшний день видится несколько направлений деятельности создаваемой общественной организации:
- оказание социальной помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуации;
- оказание психологической помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуации;
- оказание правовой помощи семьям, оказавшимся в сложной ситуации;
- ведение активной информационно-рекламной кампании в обществе;
- содействие реализации программ по досуговой занятости подростков;
- оказание общественного давления на государственные институты власти в вопросах социальной политики.
Оказание социально-психологической помощи.
На начальных этапах деятельности общественной организации нет необходимости создавать собственные реабилитационные центры. Достаточно провести "общегородской аудит" уже действующих на предмет выявления основных трудностей в работе, составления общей базы данных обратившихся граждан, определения размеров помощи, требующейся уже функционирующим структурам.
Главной целью в данной области для общественной организации может стать осуществление социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих мероприятий в области охраны здоровья, социальной профилактики и реабилитации детско-подростковой дезаптации, в том числе детской токсикомании, наркомании, алкоголизма, проституции.
В соответствии с указанной целью общественная организация может ставить перед собой следующие задачи:
- развитие различных видов социальной реабилитации детей и их семей;
- создание курсов обучения, переподготовки и переквалификации воспитателей, социальных работников, а также других категорий лиц, профессионально работающих с детьми, подростками, родителями в Москве и, возможно, впоследствии в других регионах России;
- помощь уже действующим центрам и создание собственной сети социально-психологических реабилитационных центров;
- проведение научно-исследовательской работы в целях создания социально-реабилитационных программ для детей и распространение их среди учреждений системы образования города Москвы;
- сбор, обобщение, анализ информации, выявление потребностей в различных видах социальной и психологической помощи семьям, попавшим в сложную ситуацию. Технологически это осуществляется методом интервьюирования сотрудников собесов, правоохранительных органов, районных муниципальных органов, отвечающих за реализацию программ социальной политики, а также работой по запросам с органами государственного управления;
- социальный патронаж семей, попавших в трудную ситуацию. Открытие собственных приемных и телефонных линий для обращений граждан. Обрабатывая обращения граждан, сотрудники организации могут проводить консультации и направлять обратившихся в соответствующие инстанции и структуры;
- представление интересов семей в государственных и иных общественных организациях с целью побуждения их к оказанию практической и социальной помощи;
- разработка и реализация программ социальной профилактики детской и подростковой дезаптации, в том числе детской наркомании, алкоголизма, проституции, подростковых суицидов;
- создание экспериментальных групп, классов диагностической, консультативной помощи детям, подросткам и их семьям;
- оказание благотворительной помощи детям, подросткам, семьям, детским учреждениям, некоммерческим организациям в виде материального, имущественного, консультативного или другого вида осуществления благотворительной помощи.
Оказание правовой помощи.
Большинство семей, оказавшись в сложной ситуации, не знают своих прав и обязанностей, не имеют представления о государственных программах помощи.
Решением проблемы может стать открытие общественных приемных, ведущих юридическую консультацию для семей в трудных жизненных ситуациях.
Работа с населением, накопление практического опыта позволят сформулировать необходимые законодательные инициативы, которые могут быть выдвинуты общественной организацией на последующих этапах своей деятельности.
Как показывает практика, действующее законодательство регулирует только внутрисемейный конфликт и обращает внимание на семейное положение гражданина лишь в отдельных кризисных случаях.
Под законодательное регулирование попадают только личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. То есть семья не является субъектом в законодательстве, которое предназначено лишь для распутывания разного рода внутрисемейных конфликтов. Проведение политики, направленной на повышение семейных ценностей, требует и законодательного оформления статуса семьи с фиксацией ее состава.
Ведение информационно-рекламной кампании или связи с общественностью.
В целях формирования общественной организации прежде всего необходимо взаимодействие с обществом и властями на основах постоянного диалога, так как любая общественная структура не способна легитимно функционировать вне процессов гласности, игнорируя принцип "прозрачности" своей деятельности.
Осуществлять подобное взаимодействие организации с гражданами при наличии эффективной системы связей с общественностью, в интересах которых организация создана. Это также придаст структуре большую оперативность, гибкость, экономичность и действенность.
В данном разделе предлагается модель построения эффективной системы связей с общественностью, которые могут быть воспроизведены в реальном времени при формировании организации "Обеспокоенные родители".
Диалог организации и общественности - основа существования создаваемой структуры.
В современную постиндустриальную эпоху, по мнению большинства экспертов, возник институт общественного мнения, принимающий на себя политическую функцию контроля обществом над всеми действующими структурами, организациями и институтами. Говоря другими словами, произошло создание автономной публичной сферы. Ее основное оружие - убедительный аргумент в существующем информационном поле и перманентная дискуссия по различным вопросам общественного развития.
Функционирование общественной организации оказалось в полной зависимости от систем связи с общественностью и управления потоками информации.
Современные социально-политические институты всего мира все больше осознают, что эффективность деятельности их структур напрямую зависит от потребностей, ожиданий и мнений граждан. Воздействие на потребности, ожидания и мнения граждан происходит постоянно, но осуществляется на разном уровне, разными способами и с разными результатами в зависимости от выбранной организацией, проводящей работу с общественностью, модели воздействия.
Американские специалисты в области "паблик рилейшнз" Т. Хант и Дж. Груниг выделили четыре основные исторически сложившиеся модели связей с общественностью.
При формировании новой общественной организации возможно использование двух моделей, поэтапно сменяющих друг друга.
На начальном этапе создания организации целесообразно использовать так называемую "асимметричную" модель взаимодействия с общественностью, суть которой заключается в одностороннем информировании общественности о деятельности организации. Основной задачей на данном этапе является распространение объективной информации через средства массовой информации о деятельности организации. Слабость модели состоит лишь в односторонности информационного потока. Вместе с тем она позволяет достигнуть важную цель - создание положительного имиджа организации при помощи пропагандистских методов и распространения преимущественно благоприятной о себе и своей деятельности информации. Следует также подчеркнуть, что на последующих этапах деятельности общественной организации она не может выполнять в полной мере ожиданий граждан.
Продолжительность первого этапа - от шести до двенадцати месяцев. Помимо информирования общественности о создании и первых мероприятиях организации за этот период следует создать "клиентскую" базу организации. База должна включать информацию о действующих социальных, психологических, реабилитационных центрах, государственных программах и институтах, экспертах, средствах массовой информации и журналистах и, конечно же, общественных добровольцах. На следующем этапе своего функционирования организации следует перейти к иной модели взаимодействия с общественностью - "двусторонней симметричной". В данном случае предполагается систематическое информирование со стороны организации о своей деятельности граждан для улучшения взаимопонимания между организацией и общественностью и своевременного предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Но главное - эта модель предполагает постоянную координацию деятельности структуры в соответствии с интересами общественности посредством изучения потребностей и ожиданий общества.
Данная модель в наибольшей степени отвечает интересам общественной организации, ибо при такой модели общественность косвенно принимает участие в деятельности структуры.
Цель функционирования "двусторонней симметричной" модели состоит во взаимодействии всех сил общества, заинтересованных в разрешении острых социальных проблем, на основе принятия взаимоприемлемых решений и их своевременной корректировки.
Основными задачами "двусторонней симметричной" модели являются следующие:
1. Информирование (систематическое, планомерное информирование общественности о деятельности организации и систематическое информирование руководства организации о существующей и возможной реакции общественности на проводимую или намеченную политику).
2. Объяснение действий организации (подробный анализ для общественности принятия каждого решения и действия).
3. Организация обратной связи (изучение общественного мнения).
4. Прогнозирование реакции общественности на конкретное решение организации с дальнейшим упреждением негативного отношения к нему или отказом от достижения поставленной цели в намеченной форме.
5. Социализация процессов (стимулирование развития общественной активности).
6. Работа с опорными группами общественности, а именно: реабилитационными центрами, социальными службами, правоохранительными органами, школами, интернатами, политическими партиями, религиозными конфессиями, добровольцами (привлечение каждого из перечисленных социальных институтов к решению обозначенных проблем).
7. Привлечение коммерческих структур к проектам.
8. Создание положительного имиджа организации, ее руководителей, каждого ключевого деятеля организации (данная задача решается в первую очередь в процессе выполнения всех предыдущих задач).
Предлагаемая ниже структура управления (комитета, отдела) по связям с общественностью может включать разное количество подразделений или просто работников. Подробнее об особенностях работы каждого предполагаемого отдела необходимо отметить следующее.
Отдел анализа и прогнозирования социально-политических процессов предназначен выполнять следующие функции:
- анализировать потребности и ожидания общественности, выстраивая их в приоритетной последовательности (в том числе через постоянный социологический мониторинг общественного мнения, анализ писем и обращений граждан, мониторинг СМИ, работу по запросам с органами исполнительной и законодательной власти) и вырабатывая на их основе стратегию действий организации;
- проводить предварительную научную экспертизу документов, программ, проектов государственных органов управления;
- осуществлять прогнозирование общественно-политических процессов;
- разрабатывать технологии воздействия на общественность, однако не с целью манипулирования общественным мнением, а с целью совершенствования социализации процессов;
- формировать имидж организации, ее руководителей, внутреннюю и внешнюю корпоративную культуру.
Отдел взаимодействия со средствами массовой информации в качестве основы своей деятельности должен рассматривать формирование и осуществление информационной политики в городе, конкретную работу с журналистами, позволяющую, с одной стороны, последним формировать объективное представление о деятельности организации, с другой стороны, самой структуре получать "из первых рук" информацию о событиях, ожиданиях, потребностях и мнениях населения.
Этот отдел также должен курировать работу, обеспечивающую журналистов оперативной информацией о деятельности организации, архивом документов и материалов, фотодокументами, системой электронной обработки информации, телефоном, факсом и т.д.
Отделу взаимодействия с организациями и населением следует взять на себя координирующую роль по участию в социально-политических событиях, контактах с аналогичными структурами, представителями религиозных конфессий, коммерческих структур. Этому же отделу следует осуществлять связи с районными организациями соцобеспечения, управами и правоохранительными органами по сбору информации, жалоб, предложений, поступающих с мест, относительно потребностей и ожиданий общественности и осуществлять изучение общественного мнения при непосредственном контакте с населением (открытые приемные, встречи с населением по месту жительства, посещение общественных мест).
Пресс-служба тесно сотрудничает с отделом взаимодействия со СМИ, готовит печатные и аудиовизуальные материалы для прессы, осуществляет мониторинг материалов, проходящих в СМИ и затрагивающих интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, обеспечивает публичную сторону деятельности организации и ее руководителей (пресс-конференции, брифинги, официальные заявления для прессы, презентации, пресс-релизы, информационные письма и т.д.).
Технологии взаимодействия организации с общественностью. Диалог организации с общественностью базируется на ряде основополагающих правил, наиболее важными из которых являются следующие.
Постоянно и систематически информировать общественность о проводимой политике так, чтобы эта информация была доведена до каждого гражданина.
Мероприятия структур по связям с общественностью должны состоять не из единичных (и потому воспринимаемых нередко как случайные) мероприятий, а из системы взаимосогласованных акций.
Всегда необходимо настаивать на правде и полной информации. Долго сохранять придуманный имидж (деятельности, персоны) невозможно (как говорил А. Линкольн: "Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ").
Если общественная организация сознательно не включается в процесс создания и закрепления понятного и принимаемого общественностью имиджа своей деятельности, то имидж будет сформирован стихийно, а значит, будет трудно управляемым или неуправляемым.
Следует формулировать общие цели и не просто декларировать их, а фактически доказывать возможность их реального достижения.
Следует ставить реалистичные цели и насколько возможно выражать их в конкретном количественном отношении.
Связи с общественностью всегда должны осуществляться на высоком этическом уровне, они никогда не должны быть негативными.
Отрицания не убеждают сомневающихся. Гораздо больше шансов наладить сотрудничество при помощи конкретных убедительных фактов.
Надо предоставлять общественности возможность высказать свое мнение о новых важных проектах и планах до принятия окончательных решений.
При реализации многосторонних решений необходимо продемонстрировать, что никто не стремится добиться своих целей в ущерб другим сторонам. Для этого рекомендуется проводить "открытые дискуссии".
В случаях когда объективно нельзя вызвать у всех участников тех или иных событий или процессов чувства победы, всегда можно добиться, чтобы неучастие во взаимодействии выглядело менее привлекательно, чем участие.
Решения в области социальной политики, пропущенные через потребности населения, дают наивысший результат, поэтому следует чаще проводить "дни жалоб", "дни идей", "дни предложений" граждан.
Нужно "работать" с обвинениями, а не противостоять им; необходимо предупреждать появление обвинения заблаговременным информированием, демонстрировать опережающее знание сути недоверия.
Следует постоянно осуществлять намеренную оптимизацию контакта в современной обстановке недоверия и неверия в будущее.
В целях формирования доверия к общественной организации необходимо принимать активное участие в открытых обсуждениях проблем.
Внутренняя культура общественной организации не завершается на коммуникации "руководитель - сотрудник", "сотрудник - сотрудник", а распространяется на "клиента", т.е. гражданина. Если внутри организации отсутствует порядок, не работают этические отношения, то и внешняя деятельность выглядит неубедительной. Если главный внутренний принцип - "не демократия", то организация не сможет демократично функционировать и вовне. Необходимо постоянно развивать у людей чувство гражданской гордости.
В случае кризисной ситуации:
- личную ответственность должен принимать на себя авторитетный лидер (демонстрация ответственности лидером должна проводиться постоянно);
- действовать надо в соответствии с формулой "Скажи все, скажи всем, скажи сразу", в противном случае произойдет утрата доверия, восстановление которого потребует много времени и сил.
Следует помнить, что человек живет не по законам разума и логики. У каждого человека имеется набор стереотипов, которые существенно влияют на восприятие человеком сообщений. То есть что человек хочет, то и слышит, видит, чувствует. Поэтому осуществлением связей с общественностью должны заниматься профессионалы, способные корректировать человеческие стереотипы. Но делать это они должны с высочайшей долей моральной ответственности.
Выполнение перечисленных правил взаимодействия организации с общественностью позволит развивать гражданское самосознание и воспитывать у людей активный интерес к проблемам социального значения.
В силу того, что в последние 50 лет активно развивается процесс, который получил название "медиатизации" политики, политика перемещается в сферу средств массовой информации и коммуникации, руководители организации должны с особой ответственностью подходить к взаимодействию с прессой.
Для этого следует помнить о следующем:
СМИ поднимают и освещают обсуждаемые в обществе темы и таким образом доводят их до сведения исполнительной власти. И они же представляют обществу деятельность организации и, следовательно, контролируют и критикуют ее действия, и это закономерное явление.
Если какое-либо событие не было показано телевидением широким общественным кругам, можно считать, что оно не происходило.
Некоторые события существуют только потому, что их показывает телевидение.
Чтобы "держать руку на пульсе" развития социума и в реальном времени реагировать на оценку событий, даваемых в СМИ, необходимо любое решение и действие переводить на язык массмедиа.
Чтобы попасть в СМИ (и быть замеченными потребителями информации), факт или событие должны возбуждать интерес у потребителя информации. СМИ способны создавать виртуальную реальность, отражающую не действительное развитие событий, а то развитие событий, которое отвечает запросам широкой публики.
Разными способами необходимо стимулировать появление в СМИ информации, идущей "снизу вверх", ибо это в первую очередь дает возможность получить представление о потребностях и ожиданиях общественности.
Готовя информационные материалы для СМИ, необходимо ответить на следующие вопросы: что может быть интересно журналистам? Что может быть приемлемо их редакторам? Что может находиться в фокусе интереса читателя, зрителя, слушателя?
Следует вовремя предотвращать конфликты с прессой. В случае появления компрометирующих материалов в средствах массовой информации необходимо проявлять крайне оперативную реакцию.
Граждане должны иметь право выражать свое мнение публично, но с определенными ограничениями, чтобы не причинять вред другим гражданам, не создавать угрозы национальной безопасности или общественному порядку.
Объективная реальность, таким образом, свидетельствует о том, что роль информации в процессах социальной политики возрастает и требует от действующих общественных организаций большей открытости, постоянного диалога с общественностью в целях выработки необходимых гражданам решений и сбалансированной в отношении всех субъектов и объектов информационной политики.
Создание телевизионной программы - инициирующего элемента движения.
В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что общественная работа предполагает максимально возможное распространение позитивной информации в социуме, что является необходимым условием формирования гражданского ядра любой общественной организации. Только постоянно привлекая новых сторонников собственного движения, возможно достижение поставленных целей.
В современных условиях господства электронных СМИ, по постоянно растущему уровню их воздействия на массовое сознание необходимо создание телевизионной программы, которая может стать инициирующим элементом, локомотивом движения.
Трансляция на общество наиболее острых проблем детей с показом реальных способов их решения инициирует формирование вокруг программы среды, в которой тяжелейшие социальные проблемы получают примеры эффективных решений в конкретном, пусть и небольшом, масштабе.
Телевизионная программа, являясь частью более широкого проекта, будет выполнять просветительскую гражданскую миссию. Реализуемые в программе проекты станут примером, пособием и "побуждением" к действию.
Программа (рабочее название "Солнечный круг") может быть создана как еженедельное публицистическое социальное ток-шоу, посвященное широкому спектру проблем детей и юношества, отношениям в семье, социализации подростков, связанным с этими процессами факторам и группам риска, а также вопросам государственной политики (политики городских властей) в обозначенных сферах.
Создание программы "Солнечный круг" обусловлено также целями и задачами развития деятельности общественного движения "Обеспокоенные родители".
Миссия программы - интерактивный обмен мнениями и установление общественного взаимопонимания по широкому кругу социально значимых проблем, пропаганда ценностей общественной солидарности и социальной взаимопомощи, привлечение новых участников к деятельности общественного движения "Обеспокоенные родители" и повышение эффективности его работы, развитие институтов общественного самоуправления и институтов гражданского общества в городе, развитие обратной связи между властью и обществом в Москве и повышение на этой основе эффективности государственной (городской) социальной политики.
Для усиления элементов интерактивности и "обратной связи" в рамках программы на постоянной основе можно использовать телефонные опросы и голосования зрителей в течение эфира по наиболее значимым аспектам обсуждаемой проблемы.
Задействование Интернет-ресурсов оправдано тем, что значительная часть целевой аудитории - это подростки и "молодые родители", для которых информационная активность и способы восприятия информации в значительной степени связаны с сетевыми технологиями.
В целом телепрограмма "Солнечный круг" должна использоваться, особенно на первом этапе ее работы и в период создания движения "Обеспокоенные родители", как ключевой механизм разъяснения целей и задач движения, информирования населения о деятельности движения, привлечения новых активистов движения, расширения его социальной базы.
Именно вокруг программы "Солнечный круг", как вокруг "трибуны" и некоего "клуба", может сформироваться и укрепиться "ядро" общественного движения "Обеспокоенные родители".
Тематическая сетка выпусков программы на первом этапе вещания (20-25 выпусков) должна быть сориентирована на решение следующих задач:
- привлечение внимания к программе, повышение рейтингов передачи, превращение ее в "знаковое явление" и "символ" современного этапа развития общества, телевидения и канала ТВЦ;
- поддержка целей и задач движения "Обеспокоенные родители", что предполагает высокий уровень публицистичности, выбор наиболее актуальных социальных проблем семьи и детства, остроту их постановки;
- поддержка политики Правительства Москвы и МГД в сферах защиты прав детей, охраны материнства и детства, молодежной политики, поддержки молодых семей, в сфере образования и т.д.;
- привлечение "постоянного зрителя", расширение аудитории.
Запуск программы "Солнечный круг" потребует проведения ряда дополнительных сопутствующих мероприятий рекламного характера, призванных привлечь дополнительное внимание аудитории к программе, сориентировать зрителей на соответствующее восприятие нового формата.
Для этого необходимо разработать рекламу программы в межпрограммном эфире канала ТВЦ. Целесообразно разработать рекламные ролики программы для их использования перед основными выпусками новостей и в рекламных паузах наиболее рейтинговых программ и фильмов канала.
Целесообразно провести накануне запуска программы "Солнечный круг" рекламную кампанию в печатных СМИ (прежде всего "МК" и "Вечерняя Москва", возможно - "Комсомольская правда", "Жизнь", "Аргументы и факты" и т.д.), а также в молодежных журналах. При этом особое внимание уделить пятничным выпускам этих изданий и размещению рекламы на тех полосах данных изданий, где по этим дням публикуется программа телевидения на будущую неделю. Также провести рекламную кампанию программы в специализированных изданиях "телегидах" ("Семь дней", "ТВ парк" и т.д.).
Программа "Досуг поколения NEXT".
В прежние годы в СССР задача организации досуга для детей и подростков была полностью возложена на действовавшую пионерскую организацию. Наряду с идеологической пропагандой образа юного ленинца пионерская организация советского периода выполняла важную функцию творческого развития подрастающего поколения. Существовала обширная и разветвленная система детских клубов, спортивных секций и кружков по интересам.
После распада Советского Союза и прекращения деятельности пионерской организации "ниша" детского досуга оказалась незанятой. К этому следует добавить резкое сокращение государственного финансирования детских программ и образования.
Одновременно в России произошла информационная революция в СМИ, в первую очередь в электронных. Однообразная идеология и пропаганда на страницах официальной печати ("Пионерская правда") были сметены непрерывным и никем не контролируемым информационным потоком новых газет, журналов, телевизионных программ, рекламы, фильмов. Современные подростки воспитаны уже не на примерах пионеров-героев или сказочных персонажей, их героями стали Бэтмен и Терминатор, солдаты удачи из американских боевиков и маньяки-убийцы из триллеров. Доступность информации по любой теме, усиленная всемирной сетью, сделала мир современного ребенка гораздо шире и разнообразнее, чем был мир его родителей.
С одной стороны, информационный мир предлагает детям больше возможностей для творческого самовыражения, с другой - большинство соблазнов из "мира взрослых" становится доступным и детям. А противостоять "злу" и направить свои усилия в позитивное русло дети в большинстве случаев, к сожалению, не могут. Именно поэтому сегодня назрела насущная необходимость "взять детское время" под контроль взрослых. Уже сейчас в Москве все больше школ переходят на систему "полного дня". Это связано не только с увеличившимся объемом предметов в школьной программе, но и с желанием родителей, чтобы их дети "не болтались на улицах". Увести подростков с улиц можно, только создав нормальную систему их занятости вне школы. Это задача не только государства, но и общества. Именно постоянное общественное внимание к данной проблеме может изменить ситуацию.
Целью общественной организации "Обеспокоенные родители" является привлечение максимального числа энтузиастов родителей, готовых проводить свое свободное время с подростками. И такие люди есть практически в каждой управе города. Не хватает только "организационного толчка" к формированию сети общественных детских досуговых центров.
Работа с государственными институтами.
Одним из направлений деятельности общественной организации "Обеспокоенные родители" должна стать тесная работа и сотрудничество с государственными и муниципальными учреждениями.
Работа может заключаться и в участии в составе государственных комиссий по вопросам детской политики, и в проведении консультаций с соответствующими структурами, на которые возложена ответственность по реализации социальных программ, и непосредственная помощь гражданской общественности.
Самым главным является налаживание конструктивного диалога с властью, результатом которого должно стать четкое осознание чиновниками всех уровней всей сложности и важности поставленной задачи - воспитание здорового нового поколения граждан Российской Федерации.
"Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков - все это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Не случайно у многих народов говорится, что любовь к Родине начинается с семьи" (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II).