ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 11.09.2007 № 778-ПП
(ред. от 28.07.2009)
"О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" (2007-2009 ГГ.)"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 57, 10.10.2007.
--> примечание.
Начало действия редакции - 28.07.2009.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные постановлением Правительства Москвы от 28.07.2009 № 696-ПП, вступили в силу с 28 июля 2009 года.
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" (2007-2009 ГГ.)
(в ред. постановления Правительства Москвы
от 28.07.2009 № 696-ПП)
В целях реализации государственной молодежной политики, создания единой системы ее организации в городе Москве, обеспечения условий для активного включения молодежи в общество и в соответствии с Законом города Москвы от 28 января 2004 г. № 4 "О молодежи" (с дополнениями Закона города Москвы от 22 ноября 2006 г. № 56) Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить городскую целевую программу "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) согласно приложению (далее - Программа).
2. Назначить персональным руководителем Программы руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Гусеву Л.И.
3. Возложить функции государственного заказчика - координатора Программы на Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.
4. Департаменту экономической политики и развития города Москвы включить городскую целевую программу "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) в перечень городских целевых программ, подлежащих оплате за счет средств бюджета города Москвы.
5. Установить, что:
5.1. Оплата расходов по проведению мероприятий Программы в 2007 г. осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы в бюджете города Москвы по соответствующим статьям бюджетной классификации, а начиная с 2008 г. - в пределах перспективного финансового плана на 2008-2009 гг.
5.2. Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат уточнению при разработке проекта бюджета города Москвы на соответствующий финансовый год.
6. Увеличить численность окружных управлений Департамента семейной и молодежной политики города Москвы на три штатные единицы каждое до конца 2007 г.
7. Руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы в двухмесячный срок проанализировать распределение функций между органами государственной власти, обеспечивающими реализацию молодежной политики в городе Москве, и представить предложения Мэру Москвы.
8. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы:
8.1. Обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы по реализации мероприятий Программы.
В целях управления Программой, обеспечения взаимодействия отраслевых, территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления города Москвы, Московской федерации профсоюзов, общественных организаций по вопросам ее исполнения в двухмесячный срок создать Координационный совет по реализации Программы.
8.2. Обеспечить активное участие Студенческого Правительства дублеров, Молодежной палаты при Московской городской Думе, молодежной и студенческой общественности, молодежных советов всех уровней, общественных организаций в реализации Программы.
8.3. Обеспечить в установленном порядке на конкурсной основе привлечение к реализации мероприятий Программы общественных организаций и бизнес-структур.
8.4. В III квартале 2007 г. подготовить и представить в Правительство Москвы в установленном порядке предложения по строительству многофункциональных молодежных культурно-деловых центров в административных округах города Москвы.
8.5. Совместно с префектурами административных округов города Москвы обеспечить широкое освещение мероприятий Программы в городских и окружных средствах массовой информации.
8.6. Совместно с ОАО "ГТК "ТВ Столица" в трехмесячный срок подготовить и представить в Правительство Москвы предложения по созданию Молодежного телевизионного канала.
8.7. В III квартале 2007 г. подготовить и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложение по созданию Центра по реабилитации и адаптации выпускников детских сиротских учреждений на базе одного из государственных учреждений Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
8.8. В течение 2007 г. разработать и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы Концепцию единого информационного пространства молодежной политики города Москвы.
8.9. В течение 2007 г. подготовить и представить в Правительство Москвы предложение по внесению изменений и дополнений в существующую законодательную базу в области молодежной политики.
8.10. В III квартале 2007 г. подготовить и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложение по изменению структуры Совета по делам молодежи при Правительстве Москвы.
8.11. В течение 2007 г. подготовить и представить в Правительство Москвы предложение по дальнейшему развитию системы "Гранты Мэра Москвы".
9. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы при организации работы по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков предусмотреть наличие 10% молодежной составляющей.
10. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы, принимающим участие в реализации Программы:
10.1. Обеспечить безусловное выполнение программных мероприятий и их финансирование за счет и в пределах средств, выделенных в бюджете города Москвы на соответствующий год.
10.2. В целях обеспечения взаимодействия подведомственных структур, отраслевых и территориальных молодежных советов, общественных организаций в двухмесячный срок создать координационные советы по реализации Программы, обеспечить их функционирование и представить в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы информацию об их составе и планах работы на 2007 год.
Ежегодно до 30 ноября представлять в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы планы работы координационных советов на следующий год.
10.3. Ежегодно до 1 февраля представлять в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы отчеты о ходе реализации Программы за год и до 15 октября - отчеты за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении мероприятий за год, в том числе по источникам финансирования.
10.4. При формировании резерва кадров на замещение государственных должностей государственной гражданской службы учитывать кандидатуры молодых специалистов, активистов молодежных советов при органах власти города Москвы.
10.5. При создании молодежных центров предусматривать оснащение, обеспечивающее беспрепятственный доступ для людей с ограниченными возможностями. Обеспечить имеющиеся молодежные центры приспособлениями для доступа людей с ограниченными возможностями.
11. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать содействие в размещении на объектах наружной рекламы рекламно-информационных материалов о мероприятиях городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
12. Разрешить префектурам административных округов города Москвы использовать средства, предусмотренные в бюджете города Москвы на финансирование мероприятий Программы.
13. Предложить органам местного самоуправления принять участие в реализации Программы в рамках переданных им отдельных государственных полномочий города Москвы.
14. Просить Совет ректоров вузов Москвы и Московской области усилить контроль за проведением диспансеризации студентов, осуществлением регистрации по месту жительства иногородних студентов, состоянием студенческих общежитий.
15. Совету по делам молодежи при Правительстве Москвы ввести в практику работы регулярное рассмотрение на своих заседаниях вопросов о ходе реализации Программы.
16. Постановление Правительства Москвы от 25 мая 2004 г. № 339-ПП "О городской целевой программе "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.)" снять с контроля как выполненное.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2008 г.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 11 сентября 2007 г. № 778-ПП
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" (2007-2009 ГГ.)
(в ред. постановления Правительства Москвы
от 28.07.2009 № 696-ПП)
Паспорт Программы
----------------------T-----------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Городская целевая программа "Молодежь Москвы" ¦
¦Программы ¦(2007-2009 гг.) ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. ¦
¦разработки Программы ¦№ 1760-р "Стратегия государственной молодежной политики ¦
¦ ¦в Российской Федерации", Закон города Москвы от 28 января ¦
¦ ¦2004 г. № 4 "О молодежи", постановление Правительства ¦
¦ ¦Москвы от 25 мая 2004 г. № 339-ПП "О городской целевой ¦
¦ ¦программе "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.)", постановление¦
¦ ¦Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. № 962-ПП ¦
¦ ¦"О дополнительных мерах по совершенствованию работы ¦
¦ ¦с молодежью и студентами в городе Москве", постановление ¦
¦ ¦Правительства Москвы от 29 августа 2006 г. № 646-ПП "О ходе¦
¦ ¦реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" ¦
¦ ¦(2004-2006 гг.) и о концепции городской целевой программы ¦
¦ ¦"Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.)" ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. ¦
¦заказчик - ¦Персональный руководитель Программы - руководитель ¦
¦координатор ¦Департамента семейной и молодежной политики города Москвы ¦
¦Программы ¦Л.И. Гусева ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Разработчик Программы¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Основные исполнители ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы ¦
¦Программы ¦Управление государственной службы и кадров Правительства ¦
¦ ¦Москвы ¦
¦ ¦Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы ¦
¦ ¦Департамент транспорта и связи города Москвы ¦
¦ ¦Департамент имущества города Москвы ¦
¦ ¦Департамент поддержки и развития малого предпринимательства¦
¦ ¦города Москвы ¦
¦ ¦Департамент образования города Москвы ¦
¦ ¦Департамент здравоохранения города Москвы ¦
¦ ¦Департамент социальной защиты населения города Москвы ¦
¦ ¦Департамент жилищной политики и жилищного фонда города ¦
¦ ¦Москвы ¦
¦ ¦Департамент науки и промышленной политики города Москвы ¦
¦ ¦Комитет межрегиональных связей и национальной политики ¦
¦ ¦города Москвы ¦
¦ ¦Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы ¦
¦ ¦Департамент культуры города Москвы ¦
¦ ¦Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы ¦
¦ ¦Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой ¦
¦ ¦информации города Москвы ¦
¦ ¦Департамент физической культуры и спорта города Москвы ¦
¦ ¦Комитет общественных связей города Москвы ¦
¦ ¦Департамент труда и занятости населения города Москвы ¦
¦ ¦Префектуры административных округов, управы районов города ¦
¦ ¦Москвы ¦
¦ ¦Московская федерация профсоюзов ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦(в ред. постановления Правительства Москвы от 28.07.2009 № 696-ПП) ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2007-2009 гг.: ¦
¦реализации Программы ¦2007 г. - подготовительный; ¦
¦ ¦2008 г. - основной; ¦
¦ ¦2009 г. - заключительный ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Создание условий для благоприятной адаптации молодежи ¦
¦ ¦к жизни в столичном мегаполисе с учетом индивидуальных ¦
¦ ¦особенностей и социального статуса молодого человека ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Основные задачи ¦I. Содействие развитию общечеловеческих ценностей в области¦
¦Программы ¦здорового образа жизни, образования, науки, культуры, ¦
¦ ¦трудовых отношений, семьи. Воспитание патриотизма, ¦
¦ ¦толерантности, уважения к истории Москвы и России. ¦
¦ ¦II. Государственная поддержка молодых людей: ¦
¦ ¦1. С ограниченными возможностями. ¦
¦ ¦2. Находящихся в трудной жизненной ситуации. ¦
¦ ¦3. В решении социальных проблем. ¦
¦ ¦4. В области трудоустройства и профессиональной адаптации. ¦
¦ ¦III. Защита молодых граждан от деструктивных влияний ¦
¦ ¦и негативных проявлений: ¦
¦ ¦1. Деятельности тоталитарных и оккультных сект, а также ¦
¦ ¦организаций, оказывающих на личность и сознание разрушающее¦
¦ ¦и деструктивное психологическое воздействие. ¦
¦ ¦2. Нагнетания экстремизма, социальной и межнациональной ¦
¦ ¦розни. ¦
¦ ¦3. Стереотипов асоциального поведения. ¦
¦ ¦4. Культа насилия и вседозволенности. ¦
¦ ¦IV. Поддержка социальной и инновационной активности ¦
¦ ¦молодежи, молодежных инициатив: ¦
¦ ¦1. Выявление и поддержка талантливой молодежи во всех ¦
¦ ¦сферах жизни города. ¦
¦ ¦2. Включение молодежи в систему общественно-государственных¦
¦ ¦институтов с целью формирования навыков общественной ¦
¦ ¦самоорганизации, гражданской ответственности, обеспечения ¦
¦ ¦диалога с властью. ¦
¦ ¦3. Позитивное включение в жизнь города представителей ¦
¦ ¦различных возрастных, социальных групп, субкультур. ¦
¦ ¦4. Развитие общегородских молодежных традиций, праздников. ¦
¦ ¦V. Организационно-методическая работа по обеспечению ¦
¦ ¦эффективной молодежной политики: ¦
¦ ¦1. Создание единой городской системы мониторинга состояния ¦
¦ ¦молодежной среды, повышение эффективности информирования ¦
¦ ¦молодежи о жизни города, возможностях становления личности.¦
¦ ¦2. Обеспечение взаимодействия территориальных и отраслевых ¦
¦ ¦органов исполнительной и законодательной власти с молодыми ¦
¦ ¦гражданами. ¦
¦ ¦3. Координация деятельности государственных и муниципальных¦
¦ ¦учреждений, поддержка общественных организаций в области ¦
¦ ¦работы с молодежью. ¦
¦ ¦4. Организация межрегионального и международного ¦
¦ ¦сотрудничества. ¦
¦ ¦5. Кадровое и материально-техническое переоснащение базы ¦
¦ ¦для реализации молодежной политики ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Основные целевые ¦1. Обеспечение для каждого молодого человека равных ¦
¦направления Программы¦стартовых возможностей в условиях столичного мегаполиса. ¦
¦ ¦2. Защита молодых граждан от деструктивных влияний, ¦
¦ ¦негативных проявлений. ¦
¦ ¦3. Развитие инициативы и общественной активности молодежи ¦
+---------------------+-----------------------------------------------------------+
¦Финансовое ¦Общий объем финансирования 3010,6 млн. рублей, ¦
¦обеспечение Программы¦в т.ч. по годам реализации: ¦
¦ +-----------------------T--------T--------T--------T--------+
¦ ¦По источникам ¦2007 г. ¦2008 г. ¦2009 г. ¦Всего ¦
¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Всего ¦ 951,6¦ 1004,7¦ 1054,3¦ 3010,6¦
¦ +-----------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Бюджет города Москвы ¦ 623,7¦ 677,8¦ 696,0¦ 1997,5¦
¦ +-----------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦В том числе ДСМП ¦ 505,3¦ 530,0¦ 582,8¦ 1618,1¦
¦ +-----------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Целевой бюджетный фонд ¦ 313,5¦ 323,6¦ 354,9¦ 992,0¦
¦ ¦развития территорий ¦ ¦ <*>¦ <*>¦ ¦
¦ ¦города Москвы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Федеральный бюджет ¦ 1,8¦ 1,9¦ 1,9¦ 5,6¦
¦ +-----------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Внебюджетные источники ¦ 12,6¦ 1,4¦ 1,5¦ 15,5¦
¦ +-----------------------+--------+--------+--------+--------+
¦ ¦Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании ¦
¦ ¦бюджета города Москвы на очередной финансовый год. ¦
¦ ¦-------------------------------- ¦
¦ ¦<*> Финансирование осуществляется за счет средств ¦
¦ ¦консолидированного бюджета города Москвы ¦
+---------------------+---------------------------------T-------T--------T--------+
¦Ожидаемые результаты ¦ ¦2007 г.¦2008 г. ¦2009 г. ¦
¦реализации Программы +---------------------------------+-------+--------+--------+
¦ ¦Снижение количества молодых ¦ 5,0¦ 6,0¦ 7,0¦
¦ ¦людей, совершивших ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правонарушения, % ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+-------+--------+--------+
¦ ¦Снижение численности ¦ 2,0¦ 3,5¦ 4,5¦
¦ ¦безнадзорных детей и подростков, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦% ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+-------+--------+--------+
¦ ¦Рост количества молодых семей, ¦ 2,5¦ 3,5¦ 5,5¦
¦ ¦улучшивших свои жилищные условия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(различными способами), % ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+-------+--------+--------+
¦ ¦Рост количества структур ¦ 14 ¦ 15 ¦ 18 ¦
¦ ¦студенческого и молодежного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самоуправления в городе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(различных уровней), % ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------------+-------+--------+--------+
¦ ¦Рост количества молодых граждан, ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦
¦ ¦удовлетворяющих потребность в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных формах трудоустройства,¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+---------------------------------+-------+--------+--------+
¦Система организации ¦Управление Программой осуществляет комплекс социальной ¦
¦управления и контроля¦сферы города Москвы, Департамент семейной и молодежной ¦
¦за исполнением ¦политики города Москвы путем подготовки, обеспечения ¦
¦Программы ¦и непосредственного проведения предусмотренных Программой ¦
¦ ¦мероприятий. ¦
¦ ¦Контроль за исполнением Программы: ¦
¦ ¦Департамент семейной и молодежной политики города Москвы ¦
¦ ¦представляет в Департамент экономической политики ¦
¦ ¦и развития города Москвы до 1 марта отчет о ходе реализации¦
¦ ¦Программы за отчетный год и до 15 ноября - отчеты за 9 ¦
¦ ¦месяцев т.г. и об ожидаемом выполнении за год в разрезе ¦
¦ ¦мероприятий, в том числе по источникам финансирования. ¦
¦ ¦Общественный контроль осуществляется Советом по делам ¦
¦ ¦молодежи при Правительстве Москвы и Студенческим ¦
¦ ¦Правительством дублеров ¦
L---------------------+------------------------------------------------------------
Введение
Эффективная государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Именно молодежь является наиболее перспективным объектом государственных инвестиций, поэтому проблема общественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития молодежи является одной из наиболее приоритетных задач развития города.
В Москве благодаря принятию Закона города Москвы "О молодежи", реализации городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.) создана основа для достижения долгосрочных целей по воспитанию у молодых москвичей потребности в активном и здоровом образе жизни, укреплении здоровья, развитии гражданской позиции, трудовой и социальной активности. Сегодня имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для программного закрепления наметившихся положительных тенденций. Ситуацию в области развития молодежной политики можно охарактеризовать как начало нового этапа - этапа устойчивого развития.
В современных условиях разные сферы городской молодежной политики требуют углубления и дальнейшего развития, на осуществление которых направлена городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.).
Программа построена на обоснованном учете потребностей всех молодых граждан, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, направлена на поддержку позитивных тенденций в становлении и развитии молодого поколения, усиление степени противодействия деструктивному влиянию окружающей среды и активной общественной деятельности на благо города и государства. Каждый молодой москвич, опираясь на собственный опыт, знания, достижения, образование, инициативу, желание участвовать в социально значимых проектах, инициативах должен иметь возможность реализовать свой потенциал.
В Москве проживает 2,7 млн. молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4% от общей численности населения города, из которых около 1 млн. - студенты, из них обучающихся на очной форме обучения более 450 тыс., 300 тыс. молодых семей, более 38 тыс. молодых граждан с ограниченными возможностями здоровья. Всем им необходимо создать равные стартовые возможности социальной адаптации в условиях мегаполиса Москвы.
Москва - признанный лидер российского образования и науки с развитой социальной инфраструктурой, позволяющей получить достойное образование, современное медицинское обслуживание, включающее всеобщую диспансеризацию и своевременную иммунизацию. Реализуются жилищные программы для молодых семей, работников социальной бюджетной сферы, достигнут достаточно низкий (0,6%) общий уровень безработицы.
В городе активно действуют сотни молодежных организаций, объединенных по различным интересам, политическим, социальным и профессиональным задачам. Многие из них давно зарекомендовали себя как надежные партнеры органов власти, защитники интересов молодежи и проводники городской молодежной политики. Они способны не только получить и качественно исполнить социальный заказ от города, но и выступить уполномоченными Правительством Москвы организациями, осуществляющими анализ и общественный контроль за реализацией программы "Молодежь Москвы".
Закон города Москвы "О молодежи" предусматривает принятие городской целевой программы, определяющей комплекс мер в области молодежной политики. Использование программного метода определяется комплексной, межотраслевой природой молодежной политики. Уполномоченный орган Правительства Москвы - Департамент семейной и молодежной политики выполняет в системе молодежной политики аналитические, координационные, идеологические функции, обеспечивая межведомственное сотрудничество и взаимодействие институтов гражданского общества, финансирование общегородских социально значимых проектов и мероприятий.
Итоги реализации городской целевой программы
"Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.)
В мае 2004 года Правительством Москвы была утверждена городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.), направленная на развитие в молодежной среде приоритета активной жизненной позиции, воспитание потребности у молодых граждан в самостоятельном решении задач роста материального благополучия и духовного совершенствования.
Программа позволила систематизировать молодежные мероприятия, проводимые структурными подразделениями Правительства Москвы и общественными организациями, обеспечить межведомственный подход.
Проведение мероприятий по реализации молодежной политики в административных округах города Москвы строилось на основе окружных молодежных программ, разработанных и утвержденных префектурами административных округов с использованием средств целевого бюджетного фонда развития территорий города Москвы.
Реализация мероприятий городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.) и финансирование расходов по их проведению из средств городского бюджета осуществлялось на конкурсной основе в соответствии с перечнем мероприятий, объединенных в одиннадцать подпрограмм.
1. Укрепление здоровья, формирование здорового образа
жизни молодых граждан
По состоянию на 01.04.2006 на диспансерном и профилактическом наблюдении в наркологических диспансерах состояло 6132 человека в возрасте до 18 лет (324,6 на 100000 детского населения). Это составляет 5,38% от общего количества больных наркологическими заболеваниями в городе Москве.
Проводилась постоянная работа по обеспечению установленного объема и качества всех видов медицинской помощи молодежи. Уделялось больше внимания вопросам совершенствования системы ранней диагностики и профилактики заболеваний.
В рамках целевой диспансеризации ежегодно профилактически осматриваются около 300 тыс. юношей и девушек. Внедренная компьютерная программа по обобщению данных диспансеризации дает возможность проанализировать ее результаты в каждом лечебно-профилактическом учреждении города. Охват углубленным медицинским осмотром студентов и подростков составил 98,4%.
Работу по профилактике преступности, наркомании, алкоголизма и СПИДа среди несовершеннолетних осуществляют городской и межрайонные центры "Дети улиц", которые регулярно осуществляют патрулирование по местам скопления беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Только в 2005 году 968 специалистов центров "Дети улиц" и 220 студентов-волонтеров провели 2142 рейда. Было выявлено 134 беспризорных и 1266 безнадзорных подростков, часть из которых были направлены в приюты города.
Одним из условий сохранения здоровья молодежи является развитие и поддержка молодежного спорта. Совместно с Москомспортом проводится организационная работа по подбору существующих городских спортивных объектов и созданию новых. Продолжена реализация городской студенческой спортивной программы, основой которой являются Московские студенческие игры и спартакиада средних специальных учебных заведений. В высших учебных заведениях работают спортивные отделения, секции и группы оздоровительной направленности по 50 видам спорта с охватом более 63 тысяч студентов и аспирантов. В финальном этапе Московских студенческих игр принимают участие более 18 тысяч студентов из 120 вузов Москвы и ближнего Подмосковья.
В соответствии с планом спортивно-массовых мероприятий "Спорт для всех" ежегодно организуется около 4000 мероприятий районного, окружного и городского уровней. В рамках городского движения "Московский двор - спортивный двор" летом и осенью реализуется цикл массовых детско-подростковых и молодежных мероприятий под лозунгом "Выходи во двор, поиграем!".
2. Социальная защита молодых граждан, укрепление молодой
семьи, содействие в решении ее жизненных проблем
В настоящее время в городе функционируют 16 центров и 50 отделений социальной помощи семье и детям, 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 14 социальных приютов для детей и подростков, а также Центр психологической помощи населению. В 2005 году создано учреждение для содержания иностранных граждан с несовершеннолетними детьми "Канатчиково".
В 2004-2006 гг. осуществлялись следующие меры по социальной поддержке молодежи:
- назначение с ежегодной индексацией грантов Правительства Москвы для социально незащищенных категорий (на 01.01.2006 - 500 руб. в месяц на человека, контингент получателей - 10,3 тыс. чел.);
- выплата с ежегодной индексацией ежемесячных дотаций остронуждающимся студентам вузов (на 01.01.2006 - 350 руб. в месяц на человека, контингент получателей - 30,5 тыс. чел.).
Размер выплат из городского бюджета по системе "Гранты Мэра Москвы" составил более 67 тыс. руб.
С 1 января 2004 года выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка.
Завершен первый этап Московской программы "Молодой семье - доступное жилье". В 2003-2005 гг. на цели реализации Программы молодым семьям направлено 8,3 тыс. квартир общей площадью 480 тыс. кв. метров, построенных за счет средств бюджета города Москвы. В декабре 2005 г. утвержден второй этап Программы на 2006-2008 гг.
Закон города Москвы от 23.11.2005 № 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" устанавливает систему мер, осуществляемых за счет средств бюджета города. В Законе обобщен весь комплекс мер социальной поддержки, объединены нормы, содержащиеся в ранее издававшихся нормативных правовых актах города Москвы.
В целях обеспечения реализации права льготного проезда на городском пассажирском транспорте студентами, обучающимися по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, по программам высшего профессионального образования, 22 ноября 2006 г. принят Закон города Москвы № 56 "О внесении изменений в статью 14 Закона города Москвы от 28 января 2004 года № 4 "О молодежи" и статью 27 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
3. Стимулирование действий молодежных организаций,
направленных на воспитание у молодых граждан нравственных
принципов, гражданской ответственности и профилактику
экстремизма в молодежной среде
В рамках Программы проводилась работа по дальнейшему развитию сети государственных учреждений, ведущих социально-воспитательную и досуговую работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Их деятельность направлена на создание среды общения подростков, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, социально-педагогическое сопровождение процесса социализации молодых москвичей. На 1 января 2007 года действуют 120 таких учреждений, деятельностью которых охвачено свыше 48 тысяч детей, подростков и молодежи (425 объединений, 1537 руководителей, методистов, педагогов).
Молодежными организациями реализуются целевые мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, развитию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи, подготовке их к военной службе (молодежно-патриотическая акция "Георгиевская ленточка", туристические походы, игры "Зарница", полевые лагеря по историческим местам и местам боевой славы, полевые военно-археологические экспедиции по поиску и перезахоронению останков погибших воинов, акция "Вахта памяти", Московский международный фестиваль армейской песни, "День призывника").
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26.07.2005 № 549-ПП "О мерах в области молодежной политики по формированию гражданского самосознания и патриотизма в молодежной и студенческой среде города Москвы" создан Совет при Мэре Москвы по координации мероприятий городского факультатива "Гражданская смена".
Факультатив "Гражданская смена" в вузах Москвы представляет систему постоянно действующих мероприятий, направленных на формирование у молодых граждан чувства ответственности за судьбу страны и обеспечение их активного участия в развитии демократического, общественного и экономического потенциала России, вовлечение молодежи в систему общественных отношений.
4. Правовое воспитание молодых граждан, повышение
экономической культуры и стимулирование
предпринимательской инициативы молодых граждан
Активное привлечение молодежи к участию в предпринимательской деятельности, эффективное использование организационных, методических, финансовых и других ресурсов, стимулирование предпринимательских инициатив молодежи путем создания системы льгот и преференций, дальнейшее развитие бизнес-инкубаторов, возможностей частичного кредитования молодежи в малом бизнесе дает дополнительный импульс в развитии города.
Не менее важна работа по созданию в административных округах территориально-отраслевых комплексов по ускоренной подготовке молодых рабочих на базе крупных промышленных предприятий и закреплению молодых специалистов в организациях и предприятиях города.
В структуру учебных планов вузов включается учебная дисциплина "Основы малого предпринимательства", формируется проект программы "Молодой рабочий". Проводятся ежегодные конкурсы на лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи. Продолжена реализация проекта "Молодежный социально-производственный холдинг", молодежный конкурс "Виктория - лучший в бизнесе, лучший в профессии".
Правительством Москвы утверждена Комплексная целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., содержащая отдельный раздел по поддержке молодежного предпринимательства. Проводится работа по созданию бизнес-инкубаторов в высших учебных заведениях. Ежегодно проводится Московский форум молодых предпринимателей.
5. Повышение востребованности и конкурентоспособности
молодых граждан на рынке труда
Проводилась работа по трудоустройству по программе временной занятости. Продолжил свою деятельность Московский городской штаб молодежно-студенческих отрядов, которые активно работают в Москве и регионах России, принимают непосредственное участие в выполнении московских городских программ. На базе профкомов вузов, общественных молодежных организаций функционируют 29 штабов молодежно-студенческих отрядов, продолжается работа по созданию филиалов штаба в административных округах города. Общее количество бойцов МСО за период реализации Программы увеличилось в 2 раза и составляет 40 тыс. человек.
В административных округах города и столичных вузах открыты филиалы Центра вторичной занятости "Студенческая община", содействие во временном трудоустройстве оказано более 65 тыс. человек.
Большой популярностью среди молодежи и работодателей города пользуются ярмарки вакансий. В 2006 году проведено 170 ярмарок вакансий, в которых приняло участие 155 тыс. человек. По оценкам организаторов, почти каждый 7-8-й нашел себе работу.
Продолжена организация работы молодых граждан в городских и загородных трудовых объединениях молодежи в период летних каникул.
6. Молодежная культура и творчество, поддержка
талантливых и одаренных молодых граждан
Органами исполнительной власти города Москвы ежегодно организуются фестивали, концерты, различные культурно-массовые программы. Крупнейшим событием является Московский городской фестиваль студенческого творчества "Фестос". В марте - апреле 2006 года в фестивальных мероприятиях приняли участие 18900 человек в составе 2112 студенческих творческих коллективов из 211 высших учебных заведений столицы, а также представители 28 регионов России и стран зарубежья.
Стали традицией такие культурные акции, как конкурс молодых драматургов "Премьера", фестиваль детского творчества "Новые имена Москвы", выставка-конкурс "Золотая кисточка", Всероссийский фестиваль визуальных искусств "Орленок", кинофестиваль фильмов для детей "Сказка".
7. Поддержка студенчества
Проводится Всероссийский конкурс научных работ по экономическим проблемам "Экономический рост России". В 2006 году в конкурсе приняли участие представители 77 регионов России. Общее количество участников превысило 4800 человек.
Реализованы целевые мероприятия программы "Столичное студенчество": Международный форум "Карьера", Парад московского студенчества, межвузовские фестивали "Импульс", "Паруса надежды", "День Европы в Москве", выпуск общегородской газеты для студентов "Твоя Вертикаль" и журнала "Твой факультет", городская школа студенческого актива и др.
Осуществлены мероприятия, посвященные празднику студентов "Татьянин день", Дню молодежи, Международному дню студента, в которых принимают активное участие студенческие организации и сами студенты, Бал выпускников московских вузов "Молодые львы", Московский фестиваль творческой молодежи "Молодежь - за культуру мира", Молодежный новогодний бал.
Проведены студенческие акции и конкурсы: международная студенческая школа-семинар "Новые информационные технологии", международная студенческая спортивно-экологическая экспедиция "Верхняя Волга", конкурсы "Студенческий профсоюзный лидер", "Молодая студенческая семья".
8. Научно-техническое творчество молодых граждан
Продолжено проведение конференций молодых ученых "Шаг в будущее". Достойным результатом реализации программы "Шаг в будущее" стало проведение в Москве в сентябре 2005 года соревнования молодых ученых Европейского союза.
Ежегодно на территории ВВЦ проводится Всероссийская выставка молодежных научно-технических проектов. В 2006 году в работе выставки приняли участие более 1 тыс. представителей студенческой и учащейся молодежи, представляющих более 100 вузов из 48 регионов России. К защите научного комитета выставки было представлено более 700 проектов.
9. Молодежное международное
и межрегиональное сотрудничество
В рамках выполнения договоров о международном сотрудничестве Москвы состоялся обмен молодежными делегациями с Германией, Австрией и Венгрией. В ходе проведения Дней Москвы в различных городах стран дальнего зарубежья реализуются мероприятия по проведению выставок, "круглых столов", деловых встреч.
Реализованы совместные мероприятия по развитию межрегионального молодежного сотрудничества, осуществлен обмен информацией и опытом работы по реализации государственной молодежной и семейной политики (Костромская область, Краснодарский край, Московская область, Тверская область, Томская область, Республика Крым, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский, Чеченская Республика и др.).
Разработан пилотный проект по организации деятельности молодежных интерклубов на базе государственных учреждений, ведущих социально-воспитательную и досуговую работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.
10. Информационное обеспечение молодежной политики
В результате выполнения работ по развитию и промышленной эксплуатации АИС "Молодежь" создана система информационного обеспечения Департамента семейной и молодежной политики города Москвы и других отраслевых органов власти города Москвы и общественных организаций по подсистемам: трудоустройство; профессиональная подготовка; культурный досуг; социально-правовая защита.
Через Интернет-порталы АИС "Молодежь", локальную сеть Департамента семейной и молодежной политики города Москвы и терминальных станций общественного доступа и инфоматов (Интернет-терминалов с сенсорным экраном), расположенных в нескольких десятках молодежных и вузовских организаций города организовано информационно-сервисное обслуживание более 10000 пользователей в год.
Организован постоянный мониторинг, по итогам которого осуществлена реорганизация сложившейся системы в целях повышения качества предоставляемых ими услуг.
Действуют 32 терминальные станции Информационной системы Правительства Москвы "Молодежь".
На московских теле- и радиоканалах широко обсуждались проблемы молодежи. Осуществлялась финансовая поддержка молодежных и детских изданий за счет бюджетных ассигнований. На конкурсной основе поддержано создание новых 10 разноплановых тематических Интернет-ресурсов, 12 газет и 8 журналов для молодежи и студентов.
Проведены балы молодежной прессы "Ступень к успеху" и конкурсы студенческих изданий "Хрустальная стрела".
Продолжается работа по созданию молодежной информационной сети по распространению печатных средств массовой информации (информационные стенды, мобильные информационные точки), которая на сегодняшний день включает 30 вузов города.
Информация о политике, проводимой в городе Москве в отношении молодежи и студентов, регулярно размещается в окружных и районных средствах массовой информации.
11. Формирование инфраструктуры, кадровое обеспечение
молодежной политики
Продолжили свою деятельность городские молодежные центры. Проведена работа по паспортизации и созданию банка данных объектов, предназначенных для работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.
На базе 17 библиотек города созданы интеллект-центры - постоянно действующие дискуссионные молодежные клубы.
На базе Московского городского университета управления Правительства Москвы проводилась работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, работающих с молодежью. При формировании кадрового резерва особое внимание уделялось кандидатурам молодых специалистов. В среднем количество молодых сотрудников в возрасте до 35 лет в департаментах и комитетах составляет от 15 до 35%.
Принятие постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. № 962-ПП "О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве" дало новый импульс развитию молодежной политики Москвы.
Проведена работа по созданию во всех административных округах окружных и районных молодежных советов, молодежных советов при отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы, предприятиях и учреждениях. Проводится работа по созданию молодежных палат при муниципальных собраниях с правом совещательного голоса, реализуется проект "Молодежная палата" при Московской городской Думе.
С целью привлечения студентов к наиболее важным вопросам экономического и социального развития города, обучения основам государственного управления реализуется проект "Студенческое Правительство дублеров". Студенческое Правительство призвано обеспечить согласование общественно значимых интересов молодых граждан, молодежных организаций и органов исполнительной власти города Москвы для решения вопросов экономического и социального развития города.
В целях построения вертикальной модели управления молодежной политикой в городе в административных округах города Москвы созданы окружные управления Департамента семейной и молодежной политики города Москвы с выделением помещений для организации их работы.
Таким образом, реализация городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.) может быть признана достаточно успешной. Но тем не менее в молодежной среде города существует ряд сложных проблем, решение которых не завершено.
В области профилактики здоровья созданы возможности для занятий профессиональным и любительским спортом, вместе с тем спортивный образ жизни, забота о собственном здоровье еще далеки от общепринятых норм.
Растет количество браков, но и много молодых пар разводятся, почти 20% детей рождаются вне брака. Развитая система лидерских школ и проектов для активной молодежи не в полной мере решает вопросы кадровой преемственности в городских организациях и структурах. Наличие нерешенных проблем в Российской армии вызывает отторжение и страх будущих призывников.
В условиях растущей доли платного образования в государственных вузах и увеличения числа негосударственных образовательных учреждений, реформирования в целом системы образования существует опасность потери возможности поступления в вуз талантливой, но недостаточно обеспеченной материально молодежи.
На сегодня сложился довольно обширный круг электронных и печатных СМИ, адресованных молодежи. Основной проблемой является разрозненность, разобщенность этих изданий, что создает информационный вакуум в сфере молодежной политики, который тормозит и искажает меры, направленные в адрес молодежи. Большинство молодых людей не обладает своевременной, а соответственно актуальной информацией о городских программах и мероприятиях.
В городе катастрофически не хватает современных молодежных центров, клубов молодой семьи. Альтернативой выступают коммерческие клубы и учреждения, в большей степени ориентированные на детей и подростков. Необходимо проработать механизм создания такой молодежной инфраструктуры, где могли бы реализовать собственные проекты молодежные организации и движения.
Часть молодежи вовлечена в экстремистские группировки националистического, шовинистического и ксенофобского толка. Уровень толерантности в молодежной среде можно и нужно повышать.
На решение этих и других проблем направлена городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.)
Общая характеристика Программы
Настоящая Программа максимально учитывает различные тенденции, существующие и возникающие в молодежной среде, среди которых следует отметить стремление к:
- получению образования, соответствующего современному мировому уровню, позволяющему получить гарантированную работу с высоким заработком и возможностью карьерного роста;
- самостоятельности и финансовой независимости от родителей;
- получению (дотируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры (спорт, культура и др.), участию в городских программах;
- самостоятельному решению своих проблем внутри образовательных учреждений, в своем районе, округе, городе;
- информированности о возможностях дополнительного заработка;
- освоению новых знаний на основе современных образовательных технологий;
- сохранению здоровья;
- общению и владению информацией посредством технологий мобильной связи и Интернета;
- развитию и совершенствованию своих лидерских способностей, к самореализации в различных областях городского хозяйства, в том числе на государственной службе.
Программа предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам осуществления переданных отдельных полномочий города Москвы в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства. Методическое руководство и контроль за осуществлением переданных полномочий возложены на Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.
Программа рассчитана на:
- четкое, с широким охватом распределение мероприятий по всем уровням и отраслям молодежной политики города Москвы;
- сочетание отраслевого и территориального начал молодежной политики;
- объединение для решения поставленных задач усилий различных уровней управления при опоре на самодеятельность молодежи.
Программа предусматривает активизацию мер по поддержке работающей и прежде всего рабочей молодежи. Делая акцент молодежной политики на студенчество, необходимо обеспечить преемственность государственной поддержки вчерашних студентов - молодых специалистов отраслей городского хозяйства. Создание молодежных советов в отраслях городского хозяйства и на предприятиях города, проводимое в целях оптимизации процесса профессиональной адаптации, закрепления молодых специалистов на предприятиях и учреждениях, должно найти свое смысловое продолжение в создании молодежных трудовых коллективов (бригад) на предприятиях и учреждениях города.
Создание вертикальной модели реализации молодежной политики с развитием соответствующих органов управления в округах позволит построить единую систему взаимодействия районных, окружных, отраслевых и городских молодежных структур.
Важным направлением работы является комплекс мер по государственной поддержке, социальной адаптации молодых граждан с ограниченными возможностями, находящихся в трудной жизненной ситуации. С целью решения их проблем Программой предусмотрены специальные мероприятия.
Отличительной чертой Программы является качественное усиление составляющей мониторинга молодежной среды, прежде всего путем социологических исследований, а также работы с молодежными организациями, которые могут осуществлять "включенное наблюдение за молодежной средой", что позволит своевременно учитывать все происходящие изменения в социальном самочувствии молодых людей.
В содержании Программы предлагается уйти от названий конкретных мероприятий, сохранив только указание на их направленность, что должно позволить, с одной стороны, сохранить преемственность в осуществлении дающих ощутимые плоды мер, а с другой - определить наиболее подготовленных во всех отношениях исполнителей. При этом конкурсный отбор исполнителей должен происходить с учетом мнения молодежи.
Большое значение для воплощения всех мероприятий имеет увеличение ресурсной основы молодежной политики. Настоящая Программа направлена не на простое расширение, а оптимизацию распределения ресурсов, основывается на принципе самоорганизации молодежной среды.
Перечень мероприятий Программы представлен по трем основным частям:
I. Городские мероприятия, проводимые при поддержке Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
II. Мероприятия, проводимые территориальными органами исполнительной власти города Москвы.
III. Городские мероприятия, проводимые отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы в рамках действующих городских целевых программ.
Цель и задачи Программы
Цель настоящей Программы: создание условий для благоприятной адаптации молодежи к жизни в столичном мегаполисе с учетом индивидуальных особенностей и социального статуса молодого человека.
Указанная цель достижима путем решения следующих задач:
I. Содействие развитию общечеловеческих ценностей в области здорового образа жизни, образования, науки, культуры, трудовых отношений, семьи. Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к истории Москвы и России.
II. Государственная поддержка молодых людей:
1. С ограниченными возможностями.
2. Находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. В решении социальных проблем.
4. В области трудоустройства и профессиональной адаптации.
III. Защита молодых граждан от деструктивных влияний и негативных проявлений:
1. Искажения фактов истории.
2. Деятельности тоталитарных и оккультных сект, а также организаций, оказывающих на личность и сознание разрушающее и деструктивное психологическое воздействие.
3. Нагнетания экстремизма, социальной и межнациональной розни.
4. Стереотипов асоциального поведения.
5. Культа насилия и вседозволенности.
IV. Поддержка социальной и инновационной активности молодежи, молодежных инициатив:
1. Выявление и поддержка талантливой молодежи во всех сферах жизни города.
2. Включение молодежи в систему общественно-государственных институтов с целью формирования навыков общественной самоорганизации, гражданской ответственности, обеспечения диалога с властью.
3. Позитивное включение в жизнь города представителей различных возрастных, социальных групп.
4. Развитие общегородских молодежных традиций, праздников.
V. Организационно-методическая работа по обеспечению эффективной молодежной политики:
1. Создание единой городской системы мониторинга состояния молодежной среды, повышение эффективности информирования молодежи о жизни города, возможностях становления личности.
2. Обеспечение взаимодействия территориальных и отраслевых органов исполнительной и законодательной власти с молодыми гражданами, привлечение молодежи к общественно-политической жизни путем участия в работе молодежных общественных палат, создаваемых при представительных органах власти всех уровней, в том числе учитывая программу "Московский молодежный парламентаризм".
3. Координация деятельности государственных учреждений, поддержка общественных организаций в области работы с молодежью, а также координация деятельности муниципальных учреждений по вопросам организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства.
4. Организация межрегионального и международного сотрудничества.
5. Кадровое обеспечение и материально-техническое переоснащение базы, осуществляющей реализацию молодежной политики.
Целевые направления Программы
1. Обеспечение для каждого молодого человека равных
стартовых возможностей в условиях столичного мегаполиса
1.1. В области образования Программа предусматривает поддержку и развитие установок на получение образования, повышение социального статуса образованности в ходе осуществления следующих основных мероприятий:
- поддержка образовательных проектов и программ, новых форм и методов обучения как гарантии обеспечения большей доступности образования;
- проведение встреч руководителей вузов, руководителей органов исполнительной власти города Москвы, лидеров молодежных организаций со студентами и абитуриентами;
- проведение выездных лагерей молодежного и студенческого актива;
- организация и проведение заседаний "круглых столов", обучающих тренингов-семинаров по повышению мотивации к обучению;
- поддержка научного и прикладного творчества молодежи, личных достижений молодых людей в различных областях;
- поддержка молодых москвичей в праве на получение бесплатного дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего образования;
- система мер по преодолению устойчивого негативного отношения к учебе.
1.2. В области здоровья Программа направлена на:
- пропаганду здорового образа жизни, ценности собственного здоровья, иммунизации и диспансеризации;
- поддержку развития системы специализированных стационаров, межвузовских поликлиник, центров репродуктивного здоровья, планирования семьи;
- проведение мероприятий по социальной интеграции инвалидов, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие молодежного и студенческого спорта как нормы и стиля жизни современной молодежи;
- проведение оздоровительных мероприятий для детей и молодежи, в т.ч. в городских и выездных оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха в каникулярный период;
- организацию соревнований по популярным в молодежной среде, в т.ч. нетрадиционным (экстремальным) видам спорта.
1.3. В области жилищной политики Программа направлена на развитие дифференцированных для различных групп молодежи мер по обеспечению реализации ее права на жилище:
- информационная и юридическая поддержка молодых семей, имеющих возможность участвовать в городских социальных жилищных программах, с учетом имеющихся возможностей и установленных федеральным и городским законодательством обязательств;
- гарантированное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, выпускников детских домов, сиротских учреждений при выпуске из указанных учреждений, содействие их социально-экономической адаптации;
- выработка механизмов снижения финансовой нагрузки заемщиков, в том числе молодых семей, приобретающих жилье с использованием ипотечного жилищного кредитования;
- разработка эффективных механизмов для улучшения жилищных условий граждан, не состоящих на жилищном учете в городе Москве, с использованием системы жилищно-строительных кооперативов;
- поддержка талантливой студенческой молодежи через обеспечение ее жильем на период учебы в государственных высших учебных заведениях города Москвы;
- оснащение жилищного фонда города Москвы специальным оборудованием, обеспечивающим доступность входов в жилые помещения маломобильных групп населения, в том числе из числа молодежи.
1.4. В области занятости Программа предполагает активизацию работы по обоснованному выбору профессии и вида трудовой деятельности, получению профессионального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда, включая трудовую адаптацию молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
Важной составляющей Программы является осуществление комплекса мер по поддержке и развитию движения молодежно-студенческих отрядов города Москвы в целях практического использования социального, трудового и творческого потенциала в интересах Москвы.
Целевыми направлениями деятельности являются:
- организация работы по трудоустройству молодежи и несовершеннолетних на временные работы и общественные работы;
- организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в том числе несовершеннолетние от 16 до 18 лет, инвалиды, многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов);
- организация содействия постоянному трудоустройству по полученной профессии, малому предпринимательству;
- организация содействия самозанятости;
- ведение обновляемой базы данных о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе временных и сезонных, в сети Интернет на общедоступном сайте;
- постоянное проведение выставок вакансий как общей, так и отраслевой направленности, обеспечение мероприятий по надлежащему выбору рода занятий;
- осуществление социальной и психологической адаптации безработных граждан из числа молодежи;
- оказание содействия неработающим молодым инвалидам во временном и постоянном трудоустройстве;
- создание молодежных трудовых коллективов (бригад) на предприятиях и учреждениях города;
- поддержка и развитие молодежного предпринимательства;
- развитие советов молодых специалистов во всех отраслях городского хозяйства и на предприятиях как органов, способствующих профессиональной адаптации и закреплению молодых работников.
1.5. В области социальной поддержки существующие выплаты молодым гражданам в связи с рождением детей, молодым гражданам с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся категориям молодежи, семьям, имеющим детей-инвалидов до 23 лет, необходимо увеличивать с опережающими инфляцию темпами.
Данным разделом закрепляются меры социальной поддержки различных слоев молодежи:
- адресная мобильная социальная работа с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
- поддержка групп самопомощи и взаимоподдержки молодежи;
- оказание социальной помощи выпускникам сиротских и интернатных учреждений, в том числе психологической, юридической, материальной;
- проведение социального патронажа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников интернатных учреждений;
- организация и открытие в учреждениях социального обслуживания для детей и подростков юридических консультаций;
- реализация программ развития навыков и умений самостоятельной жизни для групп молодежи, испытывающих трудности в интеграции;
- единовременная компенсационная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании нахождения в связи с достижением возраста 18 лет в приемной семье, на патронатном воспитании, при прекращении попечительства;
- ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания студенческим семьям на детей в возрасте до 3 лет;
- компенсация транспортных расходов семьям студентов очных отделений учреждений высшего профессионального образования, имеющим детей в возрасте до 3 лет;
- ежемесячная компенсационная выплата лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами и имеющим детей;
- ежемесячная компенсационная выплата неработающему родителю, занятому уходом за ребенком-инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства до 23 лет, и увеличение ее размера.
1.6. В области поддержки молодой семьи необходимо формирование и укрепление в сознании молодых людей авторитета семьи, уважения к институту семьи и семейным ценностям, недопущению насилия внутри семьи, агрессии по отношению к детям.
Должны быть реализованы такие меры государственной поддержки молодых семей, как:
- выработка у молодежи устойчивых целевых установок на создание семьи как основного традиционного общественного института;
- поддержка молодых семей системой московского здравоохранения;
- оказание содействия в решении жилищных вопросов молодых граждан, создавших семью;
- обеспечение для семейных представителей молодежи возможностей для трудоустройства с учетом их потребности в воспитании детей;
- восстановление и укрепление связи и преемственности поколений, в том числе в вопросах взаимной поддержки и воспитания детей;
- оказание социальной поддержки молодым матерям в решении вопроса обеспечения местами в детских садах и яслях в рамках реализации программы строительства и реконструкции детских дошкольных учреждений;
- выявление, поощрение и распространение положительного опыта как самих молодых семей, так и их поддержки органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
- развитие системы семейного досуга в рамках сети государственных учреждений, культурных и досуговых центров города Москвы.
1.7. В области информационного сопровождения молодежной политики Программа предполагает создание единого информационного пространства с использованием информационно-коммуникационных технологий, что позволит:
- повысить эффективность выполнения функций Департамента, в том числе по ведению реестра и проведению паспортизации молодежных объектов, организаций и объединений;
- обеспечить возможность интеграции и взаимодействия с большим количеством внешних информационных систем и ресурсов;
- повысить качество проведения информационного мониторинга процессов реализации молодежной политики;
- обеспечить возможность использования в открытом доступе информационных услуг молодежным организациям и населению в сфере молодежной политики;
- обеспечить должное внимание руководства к молодежным средствам массовой информации, повышение качества молодежных СМИ.
Основные меры по направлению:
- создание единого информационного пространства с применением инновационных технологий;
- обеспечение должного внимания информматериалам, адресованным и распространяемым среди молодежи, что позволит информировать максимальное количество молодых москвичей о городской политике;
- подготовка спецвыпусков газет по молодежной тематике;
- издание методической литературы по деятельности молодежных советов;
- обеспечение свободного доступа молодежи к ресурсам Интернета, включая компьютерные классы для незрячих и слабослышащих;
- проведение мониторингов и прогноз исследований по актуальным направлениям государственной молодежной политики;
- поддержка молодежных средств массовой информации различных уровней и направленности (создание молодежных телеканалов, Интернет-порталов и т.д.);
- разъяснительная работа по повышению уровня правовых знаний молодежи в образовательных учреждениях и иных организациях, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодежью;
- мониторинговые исследования, социологические опросы среди молодых людей по всем направлениям и проблемам жизни города Москвы.
1.8. В области кадрового обеспечения молодежной политики Программой предусмотрено внедрение форм и способов развития молодежного лидерства, включая формы специального образования, обеспечивающие формирование навыков эффективного лидерства и самоорганизации молодежи в округах и районах города Москвы.
Основными направлениями работы являются:
- организационно-методическое сопровождение кадров в учреждениях по работе с молодежью по месту жительства;
- организация и проведение курсов повышения квалификации и совершенствования системы аттестации специалистов, осуществляющих работу с молодежью;
- учет потребности в кадрах в области молодежной политики и формирование государственного заказа;
- создание вертикальной модели управления городской молодежной политикой с развитием соответствующих органов управления в административных округах города Москвы (окружные управления Департамента семейной и молодежной политики, методические центры, государственные учреждения с углубленным профилем, городские экспериментально-методические центры);
- внедрение форм и способов развития молодежного лидерства, включая формы специального образования, обеспечивающие формирование навыков эффективного лидерства и самоорганизации молодежи;
- проведение стажировок и учебы молодежного актива;
- создание, развитие и поддержка молодежных информационно-консультационных центров правовой поддержки с проведением выездных консультаций в вузах по вопросам студенчества.
1.9. В области досуга, развития культурной среды, инфраструктуры для молодежи.
В данный раздел входят мероприятия по обеспечению созидательной направленности молодежного отдыха:
- развитие комплекса услуг, предоставляемых молодежи, в том числе на безвозмездной основе (городские спортивные площадки для занятия физкультурой, спортом и фитнесом; сеть мобильных спортивных интерактивных площадок; приобретение абонементов на серию концертных мероприятий для детей и подростков из малообеспеченных и многодетных молодых семей);
- развитие молодежного туризма (в т.ч. экстремального и приключенческого) путем регулярной организации на льготной основе поездок для молодежи и студентов;
- укрепление материально-спортивной базы: строительство плоскостных спортивных сооружений (в т.ч. для занятий современными видами спорта: велотриал, ролики и т.д.);
- оказание помощи учебным заведениям в ремонте спортивных баз;
- внедрение новых форм обслуживания и привлечения молодежи к активной читательской деятельности;
- проведение окружных вечеров отдыха детей и молодежи, включая новогодние вечера;
- создание инфраструктуры для реализации молодежными организациями собственных проектов;
- развитие молодежных традиций; проведение конкурсов, праздников, фестивалей.
2. Защита молодых граждан от деструктивных влияний,
негативных проявлений
Городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.) включает развитие взаимодействия заинтересованных ведомств и учреждений по вопросам защиты молодежи от негативных проявлений путем развития и стимулирования инициатив как самих молодых граждан, так и молодежных общественных организаций.
Выделяются следующие основные негативные влияния в молодежной среде, на борьбу против которых направлена Программа: искажение реальных фактов истории, деятельность оккультных религиозных сект, насаждение культа насилия, вседозволенности, нагнетание социальных межнациональных противоречий, навязывание стандартов субкультуры, равнодушное отношение к вредным привычкам, навязывание свободных и нетрадиционных сексуальных отношений, внедрение стереотипов асоциального поведения, вовлечение молодежи в политический экстремизм.
По данному направлению предусмотрены следующие мероприятия:
- проведение дискуссионных клубов и "круглых столов" по проблемам молодежи и молодежной политики города Москвы;
- проведение работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, включая работу с подшефными воинскими частями и подразделениями;
- проведение мероприятий, посвященных памятным событиям прошлого России и Москвы;
- организация тематических выставок художественного, декоративно-прикладного творчества, фото-, киноискусства силами учащихся, студентов вузов и средних учебных заведений, работающей молодежи;
- поддержка движения молодежных экологических отрядов, трудовых экологических лагерей;
- развитие психологических служб;
- межведомственный мониторинг состояния молодежной среды на предмет выявления и борьбы с деструктивными проявлениями;
- расширение участия общественных и иных некоммерческих организаций в воспитании толерантного сознания жителей и профилактике экстремизма и ксенофобии, укреплении межэтнической стабильности и социальной безопасности москвичей;
- научно-исследовательская деятельность по проблемам асоциального поведения молодежи.
3. Развитие инициативы и общественной активности молодежи
Настоящий раздел включает в себя мероприятия, предусматривающие обеспечение и развитие молодежной самодеятельности, сотрудничества органов власти и молодежных объединений.
Для дальнейшей эффективной реализации молодежной политики предполагается направить усилия государства и общества на:
- развитие детского, молодежного и студенческого общественного самоуправления;
- поддержку организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью;
- обеспечение участия общественных и иных некоммерческих организаций в профилактике негативных явлений в подростковой и молодежной среде;
- привлечение общественных молодежных и студенческих организаций к решению проблем занятости;
- содействие общественным молодежным организациям в сфере реализации молодежной политики на международном и межрегиональном уровнях;
- стимулирование активности участия молодежных организаций в городских программах;
- создание банка идей молодежных организаций с последующей реализацией;
- формирование молодежного лидерского потенциала в городе совместно с молодежными организациями, в том числе создание и развитие системы молодежного парламентаризма в городе Москве, что позволит консолидировать на разных уровнях (региональном, окружном, муниципальном) профессионально подготовленную и имеющую активную гражданскую позицию молодежь; создание условий для формирования кадрового резерва новых политических лидеров и управленцев в городе Москве в соответствии с программой "Московский молодежный парламентаризм";
- предоставление имеющейся городской материально-технической базы для поддержки проектов молодежных организаций;
- проведение молодежных туров по музеям городского ведения, поддержка молодежных патриотических, в том числе военно-поисковых, объединений и движений;
- поддержка молодежного народного творчества, молодежных физкультурно-спортивных организаций и т.д.;
- расширение включения в кадровый резерв органов исполнительной власти, предприятий и учреждений молодых людей, проявивших лидерские и организаторские способности в общественной деятельности.
Система измерителей эффективности
и результативности Программы
В состав измерителей входят статистические показатели, система прямых и косвенных индикаторов, а также результаты социологических исследований. В результате система измерения эффективности реализации молодежной политики должна действовать фактически в автоматическом режиме - вне зависимости от позиций конкретных исполнителей.
Итоговые показатели выполнения Программы, на основе которых возможен объективный контроль хода реализации выполнения этапов Программы:
--------------------------------------------T--------T--------T--------¬
¦ ¦2007 г. ¦2008 г. ¦2009 г. ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦1. Снижение молодежной смертности, % ¦ 2,0¦ 3,0¦ 3,5¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦2. Снижение количества молодых людей, ¦ 5,0¦ 6,0¦ 7,0¦
¦совершивших правонарушения, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦3. Снижение численности беспризорных детей ¦ 2,0¦ 3,5¦ 4,5¦
¦и подростков, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦4. Снижение численности безнадзорных детей ¦ 2,0¦ 3,5¦ 4,5¦
¦и подростков, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦5. Рост количества молодых семей, ¦ 2,5¦ 3,5¦ 5,5¦
¦улучшивших свои жилищные условия ¦ ¦ ¦ ¦
¦(различными способами), % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦6. Рост числа зарегистрированных браков ¦ 1,6¦ 1,8¦ 2,0¦
¦молодыми людьми, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦7. Снижение числа разводов в молодых ¦ 0,5¦ 1,0¦ 1,5¦
¦семьях, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦8. Охват молодых людей диспансеризацией ¦ 98,0¦ 99,0¦ 99,0¦
¦и иммунизацией, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦9. Рост количества молодых граждан, ¦ 20,0¦ 25,0¦ 30,0¦
¦участвующих в мероприятиях Программы, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦10. Рост количества молодых граждан, ¦ 10,0¦ 12,0¦ 15,0¦
¦участвующих в обсуждении проблем ¦ ¦ ¦ ¦
¦жизнедеятельности города в сети Интернет, %¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦11. Рост количества молодых граждан, ¦ 18 ¦ 24 ¦ 20 ¦
¦принимающих участие в деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
¦различных органов ¦ ¦ ¦ ¦
¦общественно-государственного управления, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦12. Рост количества структур студенческого ¦ 14 ¦ 15 ¦ 18 ¦
¦и молодежного самоуправления в городе ¦ ¦ ¦ ¦
¦(различных уровней), % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦13. Рост количества специалистов, ¦ 10 ¦ 25 ¦ 25 ¦
¦занимающихся реализацией государственной ¦ ¦ ¦ ¦
¦молодежной политики, со специальным ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессиональным образованием (прошедших ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессиональную переподготовку), % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦14. Ежегодный охват граждан в возрасте ¦Не менее¦Не менее¦Не менее¦
¦14-30 лет социологическими опросами ¦20 ¦25 ¦30 ¦
¦и мониторинговыми исследованиями, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦15. Рост количества молодых граждан, ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦
¦удовлетворяющих потребность в различных ¦ ¦ ¦ ¦
¦формах трудоустройства, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦16. Увеличение количества молодых семей ¦ 2,5¦ 2,5¦ 3,0¦
¦с одним ребенком, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦17. Увеличение количества молодых семей ¦ 1,5¦ 2,1¦ 2,3¦
¦с двумя детьми, % ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------+--------+--------+--------+
¦18. Увеличение количества молодых семей ¦ 1,5¦ 2,1¦ 2,3¦
¦с тремя и более детьми, % ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+--------+--------+---------
Поскольку Программа носит комплексный характер, то создание системы измерителей прямо соотносится и с общими показателями развития города. Система измерителей дает возможность не только судить о ситуации в молодежной среде, но и давать прогноз ее развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Технико-экономическое обоснование Программы
Социально-экономический эффект от реализации Программы в предлагаемом виде будет состоять из следующих основных компонентов:
1. Количественное пополнение и повышение качества городских трудовых ресурсов.
2. Рост профессиональной конкурентоспособности молодых специалистов и, следовательно, их вклада в экономическое развитие города.
3. Рост лидерского потенциала молодежи.
4. Рост удельного веса инновационных решений и технологий в городском хозяйстве.
5. Сокращение финансовых и организационных издержек, порождаемых низким качеством здоровья молодежи, распространением в молодежной среде дурных привычек.
6. Рост рождаемости в молодых семьях.
7. Сокращение количества совершаемых молодежью правонарушений, в том числе причиняющих материальный ущерб городскому хозяйству.
8. Распространение в молодежной среде установки на самостоятельное, инициативное решение собственных проблем.
9. Формирование позитивной, внутренне интегрированной городской молодежной культуры, улучшающей имидж города и тем самым повышающей его инвестиционную привлекательность.
10. Поддержание и укрепление социальной и политической стабильности, ускорение экономического роста.
Таким образом, Программа представляет собой целостную, экономически и социально обоснованную систему высокорентабельных инвестиций в будущее Москвы.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" (2007-2009 ГГ.)