ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.10.1994 № 1173
"О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 1995 - 1997 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 1994, № 28, ст. 2990
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 1994 г. № 1173
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1995 - 1997 ГОДЫ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. № 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 1447) Правительство Российской Федерации постановляет:
Указом Президента РФ от 19.03.1996 № 210 Федеральная целевая программа "Безопасное материнство" включена в Президентскую программу "Дети России" в новой редакции.
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы.
2. Определить государственным заказчиком по реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
3. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать средства для реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995 - 1997 годы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные программы "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы и обеспечить их финансирование за счет средств соответствующих бюджетов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1994 г. № 1173
Указом Президента РФ от 19.03.1996 № 210 Федеральная целевая программа "Безопасное материнство" включена в Президентскую программу "Дети России" в новой редакции.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО"
НА 1995 - 1997 ГОДЫ
Обоснование разработки
Концепция безопасного материнства сформулирована в 80-х годах Всемирной организацией здравоохранения как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий, способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства, домашних обязанностей и трудовой деятельности. В соответствии с этой концепцией многими странами разработаны и приняты государственные программы, обеспечивающие безопасное материнство.
В структуре населения Российской Федерации женщины составляют более 53 процентов. Среди них большая часть - 36 миллионов, или 45,7 процента от числа женского населения, находится в детородном (репродуктивном) возрасте (15 - 49 лет), то есть способны к выполнению важнейшей биологической и социальной функции - воспроизводству потомства, продолжению человеческого рода.
Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства.
Снижение покупательной способности населения, сокращение производства основных продуктов питания привели к ухудшению структуры питания населения, и прежде всего беременных женщин, среди которых у 57 процентов отмечается дефицит фолиевой кислоты, 59 процентов - витамина B2, 61 процента - аскорбиновой кислоты. Неудовлетворительное состояние питания женщин обусловливает высокий уровень заболеваемости как самих беременных, так и новорожденных детей. Распространенность анемии беременных возросла с 1985 года в 4,5 раза. В 1,5 раза увеличилась заболеваемость органов кровообращения, в 2,3 раза - мочеполовой системы, в 1,9 раза - токсикозами беременности.
Другим важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в неблагоприятных условиях работают 3,6 миллиона женщин, а 285 тысяч - трудятся в особо тяжелых и вредных условиях.
В последнее время Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации принят ряд важных документов, защищающих права женщин, семьи и материнства. Однако в условиях перехода нашего общества к рыночным отношениям эти решения периодически нуждаются в коррекции. Это прежде всего касается системы льгот, пособий, компенсаций для поддержки семьи, материнства и детства.
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению. Он почти в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень.
В структуре материнской смертности ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. При этом две трети случаев смерти женщин предотвратимы.
Поэтому одним из важных условий безопасного материнства является адекватная организация акушерско-гинекологической помощи, внедрение современных перинатальных технологий.
Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин не обеспечивает высокий качественный уровень медицинской помощи беременным женщинам, а ее материально-техническое оснащение не адекватно современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам.
В стране имеется огромный дефицит специальной литературы по формированию здорового образа жизни, семейному воспитанию, планированию семьи. Слабо развита сеть учреждений, занимающихся подготовкой молодежи к семейной жизни, психолого-педагогическим, медицинским и правовым консультированием населения.
Актуальность поднятых проблем требует незамедлительного принятия комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их как федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы (Приложение № 1).
Цели и задачи программы
В создавшихся условиях социально-экономического положения населения, падения рождаемости федеральная целевая программа "Безопасное материнство" на 1995 - 1997 годы (далее - Программа) призвана создавать необходимые условия для обеспечения улучшения состояния здоровья женщин - матерей, снижения у них послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, повышения качества здоровья новорожденных, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации.
Программа формировалась с учетом действующей федеральной программы "Дети России", включающей шесть подпрограмм: "Планирование семьи", "Дети Севера", "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Чернобыля", "Индустрия детского питания" и программ: "АнтиСПИД", "О федеральной программе совершенствования и развития скорой медицинской помощи на 1995 - 1996 годы", "О государственной программе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994 - 1996 годы", "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также других разрабатываемых в настоящее время проектов федеральных программ и проекта федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Программа разработана Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации с участием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Российской ассоциации "Планирование семьи", других заинтересованных ведомств и организаций, прошла экспертизу во Всемирной организации здравоохранения.
Основными задачами Программы являются:
разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения дополнений и изменений в систему государственных льгот, гарантий, пособий, существующих законодательных актов, стимулирующих здоровый образ жизни, безопасные условия труда, способствующих детородной функции женщин в условиях, снижающих риск по отношению к здоровью и жизни беременных женщин;
улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, повышения квалификации, порядка оценки их знаний и допуска к работе;
совершенствование организации и качества акушерско - гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий, укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений;
проведение специальных научных исследований в области акушерства;
разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни.
Государственный заказчик
Государственным заказчиком федеральной целевой программы "Безопасное материнство" является Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Финансовое и материально-техническое обеспечение
реализации Программы
Затраты на осуществление Программы в 1995 - 1997 гг. составят 104868,13 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 40634,74 млн. рублей, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - 64233,39 млн. рублей.
На 1995 год затраты составят 31908,63 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 10497,5 млн. рублей, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - 21411,13 млн. рублей (Приложения № № 2 и 3).
Ожидаемые конечные результаты
Реализация Программы и разработанных на ее основе региональных программ позволит:
укрепить систему государственных мер, способствующих безопасному материнству;
внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающих в учреждениях родовспоможения;
обеспечить высокий уровень медицинской технологии, особенно для беременных высокого риска, ввести стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери;
снизить уровень материнской смертности на 15 процентов, а в отдельных регионах - на 30 процентов, в том числе: от внематочной беременности - на 30 процентов, абортов - 15 - 20 процентов, кровотечений - 15 процентов, токсикозов беременности - 10 процентов, гнойно-септических заболеваний - на 15 процентов.
Приложение № 1
к федеральной целевой программе
"Безопасное материнство"
на 1995 - 1997 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" НА 1995 - 1997 ГОДЫ
1. ¦Меры государственной поддержки безо- ¦ ¦
¦пасного материнства (проекты федераль- ¦ ¦
¦ных законов о внесении изменений в Закон ¦ ¦
¦Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. ¦ ¦
¦№ 2662-1 "О дополнительных мерах по ¦ ¦
¦охране материнства и детства" в части ¦ ¦
¦увеличения размера пособия женщинам, ¦ ¦
¦вставшим на учет в связи с беременностью ¦ ¦
¦в ранние сроки (до 12 недель), до разме- ¦ ¦
¦ров минимальной заработной платы и о ¦ ¦
¦предоставлении отпуска по беременности и ¦ ¦
¦родам при многоплодии с 28 недель ¦ ¦
¦беременности за счет средств Фонда ¦ ¦
¦социального страхования Российской ¦ ¦
¦Федерации) ¦ 64233,39 ¦21411,13
¦ ¦ ¦
2. ¦Совершенствование подготовки и повы- ¦ ¦
¦шения квалификации медицинских кадров ¦ 21573,5 ¦ 3731,0
¦ ¦ ¦
3. ¦Совершенствование организации и каче- ¦ ¦
¦ства акушерско-гинекологической помощи ¦ 279,5 ¦ 100,75
¦ ¦ ¦
4. ¦Основные направления научных исследо- ¦ ¦
¦ваний в области акушерства и гинекологии ¦ 18273,12 ¦ 6500,0
¦ ¦ ¦
5. ¦Информационное обеспечение ¦ 508,62 ¦ 165,75
¦ ¦ ¦
¦Итого по Программе: ¦104868,13 ¦31908,63
¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦
¦ из средств федерального бюджета ¦ 40634,74 ¦10497,50
¦ из средств Фонда социального страхо- ¦ ¦
¦ вания Российской Федерации ¦ 64233,39 ¦21411,13
Раздел II. Совершенствование ¦ ¦
подготовки и повышения ¦ ¦
квалификации медицинских кадров ¦ 21573,5 ¦ 3731,0
¦ ¦
п. 1. Реформирование последиплом- ¦ ¦
ной подготовки врачей акушеров- ¦ ¦
гинекологов ¦ 20475,0 ¦ 3412,5
¦ ¦
п. 2. Издание пособия (руковод- ¦ ¦
ства) по акушерству и гинекологии ¦ ¦
для последипломного обучения ¦ 58,5 ¦ 58,5
¦ ¦
п. 3. Создание учебных видеофиль- ¦ ¦
мов ¦ 260,0 ¦ 130,0
¦ ¦
п. 4.1. Подготовка акушерок с выс-¦ ¦
шим образованием ¦ 780,0 ¦ 130,0
¦ ¦
Раздел III. Совершенствование ¦ ¦
организации и качества ¦ ¦
акушерско-гинекологической помощи ¦ 279,5 ¦ 100,75
¦ ¦
п. 2. Разработка и внедрение авто-¦ ¦
матизированной системы слежения ¦ ¦
за состоянием здоровья беременных ¦ ¦
женщин ¦ 227,5 ¦ 48,75
¦ ¦
п. 3. Разработка федеральных ¦ ¦
стандартов качества медицинской ¦ ¦
помощи во время беременности, ¦ ¦
родов и послеродовом периоде; ¦ ¦
стандартов гинекологической ¦ ¦
помощи детям и подросткам ¦ 52,0 ¦ 52,0
¦ ¦
Раздел IV. Основные направления ¦ ¦
научных исследований в области ¦ ¦
акушерства и гинекологии ¦ 18273,12 ¦ 6500,0
¦ ¦
Раздел V. Информационное ¦ ¦
обеспечение ¦ 508,62 ¦ 165,75
¦ ¦
п. 2. Подготовка информационно - ¦ ¦
образовательных материалов по фор-¦ ¦
мированию здоровья семьи ¦ 149,5 ¦ 48,75
¦ ¦
п. 3. Организация рубрики ¦ ¦
"Здоровье - в каждую семью" на те-¦ ¦
левидении и радиовещании ¦ 66,62 ¦ 19,5
¦ ¦
п. 4. Подготовка методических ма- ¦ ¦
териалов для работы с ¦ ¦
населением ¦ 292,5 ¦ 97,5
¦ ¦
Всего: ¦ 40634,74 ¦ 10497,50
¦ ¦