ПИСЬМО Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12
"О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИГРАМ И ИГРУШКАМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
(вместе с "ПОРЯДКОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК", "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ИГР И ИГРУШЕК", "МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ "О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ИГР И ИГРУШЕК")
Официальная публикация в СМИ:
"Вестник образования", № 7, 1995
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 мая 1995 г. № 61/19-12
О ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ИГРАМ
И ИГРУШКАМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого - педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия и защиту от негативных воздействий.
Положение усугублено ослаблением деятельности региональных комиссий по игрушке при территориальных органах управления образованием. В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно - техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого - педагогической экспертизе игр и игрушек, включающий:
- Порядок проведения психолого - педагогической экспертизы детских игр и игрушек (проект) - Приложение 1.
- Методические указания к психолого - педагогической экспертизе игр и игрушек (проект) - Приложение 2.
Проекты документов обсуждены на семинаре - совещании 25 марта 1995 г. с работниками дошкольного образования, представителями науки, сфер производства и реализации игр и игрушек.
Исходя из вышеизложенного Министерство образования Российской Федерации рекомендует:
1. Региональным органам образования:
- совместно со структурными подразделениями Санэпидемнадзора и Госстандарта проанализировать состояние производства и насыщения рынка отечественными и зарубежными играми и игрушками в регионах;
- ознакомить специалистов дошкольного образования, руководителей предприятий и организаций по выпуску и реализации игр и игрушек с проектами документов по психолого - педагогической экспертизе игр и игрушек;
- активизировать работу региональных комиссий по игрушке;
- ввести практику консультирования с Художественно - техническим советом по игрушке Министерства образования РФ для ознакомления с экспозициями современных образцов игр и игрушек и получения консультаций специалистов.
2. Региональным органам управления образованием совместно с комиссиями по игрушке:
- развернуть работу педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению родителей с требованиями, предъявляемыми к играм и игрушкам; проведению консультаций для родителей по отбору и использованию игр и игрушек в семье на основе Методических указаний (Приложение 3);
- предусмотреть с этой целью в планах курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений тематику по психолого - педагогической ценности игр и игрушек;
- знакомить через средства массовой информации население региона с работой территориальных комиссий по игрушке, рекомендовать обращаться в комиссию за консультацией по отбору и использованию игр и игрушек;
- направить предложения и замечания по доработке проектов документов в Министерство образования Российской Федерации до 1 сентября 1995 г.
Заместитель Федерального
министра образования,
член - корреспондент РАО
А.Г.АСМОЛОВ
Приложение 1
(проект)
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ДЕТСКИХ ИГР И ИГРУШЕК
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и критерии проведения психолого - педагогической экспертизы детских игр и игрушек (далее именуются игрушки) с целью разрешения их производства, импорта и реализации в Российской Федерации.
2. Настоящий Порядок предназначен для использования Художественно - техническим советом по игрушке при Министерстве образования Российской Федерации (далее именуется ХТС по игрушке) и комиссиями по игрушке территориальных органов образования в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются комиссии по игрушке) и распространяется на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, импортом и реализацией игрушек.
3. Психолого - педагогическую экспертизу игрушек осуществляет ХТС по игрушке и комиссии по игрушке с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов, социологов, художников, искусствоведов, работников здравоохранения, промышленности и торговли.
4. Психолого - педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы которых подготовлены к серийному производству в Российской Федерации или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.
Допускается проведение психолого - педагогической экспертизы игрушек перед их реализацией в торговой сети.
В целях более ранней проработки психолого - педагогической направленности игрушки рекомендуется направлять на психолого - педагогическую экспертизу на стадии разработки.
5. Для проведения психолого - педагогической экспертизы игрушек на стадии постановки продукции на производство представляются: образец - эталон игрушки в двух экземплярах либо макет (модель) игрушки в одном экземпляре, ее техническое описание, конфекционная карта и сопроводительное письмо предприятия - изготовителя с указанием названия игрушки, ее размеров, материалов, из которых она изготавливается, возраста детей, для которых она предназначена, реквизитов предприятия и фамилии автора - разработчика игрушки.
Для проведения психолого - педагогической экспертизы импортируемых игрушек на стадии заключения контрактов или перед их реализацией торговой сетью представляются образец - эталон игрушки в двух экземплярах, сопроводительное письмо заявителя - организации (либо физического лица) с указанием предполагаемого возраста детей, для которых она предназначена, страны и предприятия - изготовителя.
Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения изменений в технологию их производства.
6. Представленные образцы - эталоны (макеты либо модели) игрушек и документация к ним регистрируются в день поступления и рассматриваются в течение 10 дней со дня регистрации.
7. Заявителям по итогам экспертизы выдается заключение. Заключение должно быть оформлено на бланке организации, проводившей экспертизу, подписано уполномоченным лицом, заверено печатью и должно содержать номер протокола и дату заседания, наименование предприятия - изготовителя, название игрушки, краткое описание образца - эталона, фамилию автора - разработчика и указание возраста детей, для которых она предназначена, а также один из выводов:
образец - эталон соответствует психолого - педагогическим требованиям; рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;
образец - эталон имеет особую педагогическую ценность и рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;
образец (макет либо модель) рекомендуется доработать (указываются конкретные замечания);
образец (макет либо модель) не соответствует психолого - педагогическим требованиям; реализация не допускается (указываются конкретные причины);
образец - эталон (макет либо модель) рекомендуется как игрушка - сувенир;
образец - эталон (макет либо модель) является специальной игрушкой и предназначен исключительно для продажи в специализированных магазинах (секс - шопах) либо для применения в психотерапевтической практике.
8. К образцам - эталонам выдается паспорт, в котором указываются номер протокола, дата заседания ХТС по игрушке или комиссии по игрушке, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью, возраст детей, для которых она предназначена, и предприятие - изготовитель игрушки. Паспорт прикрепляется к образцу - эталону и пломбируется.
9. Один экземпляр образца - эталона игрушки возвращается заявителю. Второй экземпляр образца - эталона игрушки хранится в ХТС по игрушке или в комиссии по игрушке. Сроки и порядок хранения определяют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке.
10. Наличие положительного заключения психолого - педагогической экспертизы игрушек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
11. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, является невозможность:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
12. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, коллективные постройки);
высокий художественно - эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.
13. В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание.
Специальные игрушки, используемые в психотерапевтических процедурах, могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия.
При психолого - педагогической экспертизе этих игрушек представляется инструкция по их применению с указанием специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.
Приложение 2
(проект)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ИГР И ИГРУШЕК
1. Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.
2. В Методических указаниях определены психолого - педагогические требования к играм и игрушкам (в дальнейшем - игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требования к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.
3. Данные Указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.
4. К Методическим указаниям прилагается Общесоюзный классификатор "Промышленная и сельскохозяйственная продукция". Раздел: Игрушки и украшения елочные. (Москва: Издательство стандартов, 1985).
Психолого - педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов - экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого - педагогическим требованиям 2-х уровней.
Требования I уровня являются обязательными <*> для предприятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии составления образцов требованиям I уровня.
--------------------------------
<*> Исключение составляют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.
Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации. Это означает, что для предприятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различных налоговых льгот.
Психолого - педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек по средствам требований I уровня основан на принципе "не навреди".
Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:
1.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.
1.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людам и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).
1.3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).
1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.
В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание и др.
При психолого - педагогической экспертизе такого рода специальных игрушек территориальные комиссии должны руководствоваться вышеуказанным Порядком.
Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия, другое.
Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс - шопов.
Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.
Психолого - педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого - педагогического потенциала.
Требования II уровня состоят в следующем:
1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например, электрифицированные и электронные игры и игрушки.
4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или области их применения.
Заключение по результатам психолого - педагогической экспертизы игрушек должно содержать указание о том, что игрушка содержит требования II уровня. Эта позиция заключения является основанием для создания режима особого благоприятствования в производстве и торговле.
Приложение 3
О ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ИГР И ИГРУШЕК
(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.
В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого - педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от негативных воздействий.
В условиях свободного рынка отсутствует экспертиза ассортимента игр и игрушек в производстве и торговле. Ассортимент носит случайный характер, встречаются игрушки, которые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие.
В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений необходимо активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
- пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
- разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
- полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
- возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры и др.;
- дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно - эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.
Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний - инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения, оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного учреждения, педагогическом процессе.
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Начальник Управления
дошкольного образования
Р.Б.СТЕРКИНА