РЕШЕНИЕ Коллегии Минздрава РФ
"О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДАМИ И СРЕДСТВАМИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ"
(Протокол от 30.07.1997 № 11)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
от 30 июля 1997 г. № 11
О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДАМИ И СРЕДСТВАМИ
ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Коллегия отмечает, что в настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Продолжает снижаться ожидаемая продолжительность жизни, падает рождаемость, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними естественная убыль населения. Отмечается рост общей заболеваемости взрослого населения и подростков, в последнее время значительно возросла заболеваемость туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, в том числе СПИДом.
В то же время в стране увеличилось количество курящего населения. Распространенность курения табака среди молодых людей в возрасте 30 - 39 лет достигла 70,5% (в 1987 г. - 51,0%). Особо настораживает значительный рост распространенности курения среди детей, подростков и женщин. В России более 30,0% населения имеют избыточный вес, значительно снизилось число лиц, систематически занимающихся физкультурой и спортом, резко обострилась проблема пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании, особенно среди подростков и молодежи.
В сложившейся ситуации становится актуальной необходимость последовательного проведения целенаправленных профилактических мер.
К числу важнейших профилактических мероприятий относится гигиеническое обучение и воспитание населения, главной целью которого является формирование у населения здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность этой профилактической деятельности исключительно высока.
В Российской Федерации накоплен значительный опыт по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья. Создана и функционирует сеть Центров медицинской профилактики, воссоздан Федеральный научно-исследовательский институт медицинских проблем формирования здоровья (бывший Центральный НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР), который выполняет функции головного учреждения по разработке теоретических и прикладных аспектов укрепления индивидуального и общественного здоровья, формирования здорового образа жизни различных групп населения методами и средствами санитарного просвещения, гигиенического обучения и воспитания.
Вместе с тем, уровень деятельности в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации нельзя признать удовлетворительным.
Руководители органов и учреждений здравоохранения недооценивают значение формирования среди населения навыков здорового образа жизни, не нацеливают подведомственные службы на широкое использование гигиенического обучения и воспитания как основного метода профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.
Сокращается количество подразделений, осуществляющих и организующих работу с населением в субъектах Российской Федерации. Так, если в 1990 году в России насчитывалось 294 Центра медицинской профилактики (бывшие Дома санитарного просвещения), то в 1996 году их количество сократилось до 267. Например, в Нижегородской области упразднен как областной, так и два городских Центра, в Волгоградской, Калининградской, Мурманской и других областях ликвидированы соответствующие городские центры медицинской профилактики.
В большинстве территорий Российской Федерации работа по гигиеническому воспитанию населения полностью возложена на Центры медицинской профилактики, которые в ущерб организационно - методической и координационной деятельности подменяют работу специалистов органов и учреждений здравоохранения, санитарно - эпидемиологической службы, а также специалистов Центров по профилактике и борьбе со СПИДом.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в большинстве территорий полностью или частично упразднены должности врачебного и среднего медицинского персонала, занимающегося вопросами профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания населения в лечебно-профилактических учреждениях сельских районов.
В учреждениях санитарно-эпидемиологической службы значительно сокращены должности специалистов по санитарному просвещению, что привело к ослаблению работы по гигиеническому обучению профессиональных и декретированных групп населения. Так, в 1996 году из 201 врачебной ставки только 110 были укомплектованы. По сравнению с 1995 годом количество штатных должностей сократилось почти на 5,0%, а занятых, соответственно, на 27,0%.
В субъектах Российской Федерации не осуществляется работа по перестройке системы пропаганды медико-гигиенических знаний с обязательным вовлечением в нее всех без исключения медицинских работников, с использованием возможностей хозрасчета и кооперативных начал, с широким привлечением для этих целей средств массовой информации, учреждений культуры и образования.
В стране не решены вопросы подготовки и повышения квалификации медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний, гигиеническому воспитанию населения.
Научно-исследовательские учреждения здравоохранения практически устранились от разработки научных систем гигиенического обучения и воспитания населения, критериев его эффективности, психологических, педагогических и других аспектов пропаганды здорового образа жизни.
Вместе с тем, проблема сохранения и укрепления здоровья, в том числе методами и средствами гигиенического обучения и воспитания населения, не может быть решена только системой здравоохранения. Для ее решения должны быть определены четкие концептуальные как междисциплинарные, так и межсекторальные подходы, объединяющие в единое целое все государственные и негосударственные структуры и само общество.
В целях коренной перестройки и совершенствования системы гигиенического обучения и воспитания, формирования у населения навыков здорового образа жизни, направленных на сохранение и укрепление здоровья, вовлечения в эту сферу всей медицинской общественности и самого населения, коллегия решает:
1. Одобрить "Концепцию сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания" (прилагается).
2. Департаменту госсанэпиднадзора в двухнедельный срок подготовить проект Приказа "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации".
3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации совместно с главными врачами Центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации рекомендовать разработать план конкретных мероприятий по реализации положений "Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания" и приступить к его реализации в 1997 году.
4. Контроль за выполнением решения Коллегии возложить на первого заместителя министра Г.Г. Онищенко.
Председатель Коллегии,
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.ДМИТРИЕВА
Секретарь Коллегии
М.В.ПАЛИНКАШ
Приложение
к решению Коллегии
Минздрава России
от 30 июля 1997 г. № 11
КОНЦЕПЦИЯ
СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДАМИ И СРЕДСТВАМИ
ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Введение
Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма и форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.
Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются:
- уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;
- резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;
- наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.
Ни по одному из указанных параметров здоровье россиян нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. Так, с 1986 по 1996 годы уровень общей смертности в стране увеличился в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн. человек. По-прежнему основными причинами заболеваемости и смертности остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления, заболевания органов дыхания. Численность населения страны в 1995 г. уменьшилась на 330 тыс. человек или на 0,2%. За это же время число родившихся сократилось на 0,3%, суммарный коэффициент рождаемости составил 1,4 против 2,14 - 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.
Сложившаяся ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.
Наряду с указанными причинами, ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также недостатками в организации здравоохранения и утратой позиций профилактики в медицине.
Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение в здравоохранении приоритета профилактической деятельности и целенаправленное ее развитие и совершенствование.
1. Обоснование проблемы
Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.
Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него.
Определено 5 ключевых областей деятельности по укреплению здоровья:
1. Разработка государственной социальной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление;
2. Создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека;
3. Усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях;
4. Развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
5. Переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.
Основными элементами системы укрепления здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Целью функционирования указанной системы является минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и т.д.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы здоровья.
ГОиВ при этом обеспечивает воздействие в первую очередь на такой универсальный фактор риска заболеваний и преждевременной смертности, каким является отсутствие знаний, что позволяет человеку усвоить принципы и ценностные ориентации здорового образа жизни.
ГОиВ оказывается достаточно мощным инструментом формирования здоровья, что хорошо видно на примере ряда зарубежных стран. Международный союз укрепления здоровья и санитарного просвещения также констатирует, что сегодня мы не можем предложить для укрепления и охраны здоровья ничего лучшего, чем гигиеническое обучение и воспитание населения.
ГОиВ необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.
Первое - информационное направление или пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ). Его задачей является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами и в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.
Второе направление - образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ ГОиВ для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и других секторов и должны быть подкреплены государственной поддержкой на всех уровнях. Для подготовки "учителей здоровья" различного уровня разрабатываются специальные обучающие программы.
Третье направление ГОиВ - координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.
Имея столь обширные направления деятельности, ГОиВ наряду с профилактикой обеспечивает достижение основных целей стратегии сохранения и укрепления здоровья и может интегрироваться в общую концепцию охраны здоровья населения России.
2. Первоочередные цели и задачи гигиенического
обучения и воспитания, профилактики заболеваний
и укрепления здоровья
Ближайшей целью ГОиВ и профилактики заболеваний является преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения Российской Федерации по основным его показателям.
Долгосрочная цель заключается в достижении приемлемых для конкретных социально-экономических условий уровней здоровья в отдельных регионах России.
Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связаны с образом жизни и окружающей средой, для того, чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо:
1. Формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки ЗОЖ и предупреждения заболеваний;
2. Создавать природную и социальную окружающую среду, благоприятствующую этим изменениям по принципу "делать более здоровый выбор более легким выбором".
В этом контексте основными задачами ГОиВ являются:
- снижение распространенности курения и употребления табака;
- улучшение качества питания;
- увеличение физической активности;
- смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;
- соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;
- снижение потребления алкоголя;
- профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
- улучшение качества окружающей среды и минимизация повреждающего действия антропогенных факторов.
Выполнение поставленных основных задач укрепления здоровья населения Российской Федерации, естественно, не может дать сиюминутных результатов, однако, как показывает опыт целого ряда высокоразвитых стран и результаты научных исследований, проведенных в Российской Федерации, решение этих задач способно привести в течение 5 - 10 лет к снижению распространенности табакокурения на 20% и, как следствие, - к уменьшению на 5% заболеваемости, нетрудоспособности и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов наряду с повышением на 25 - 30% числа систематически занимающихся физкультурой и получающих адекватные физические нагрузки обеспечит снижение распространенности избыточной массы тела на 25 - 30%, уменьшение заболеваемости и смертности основных ХНИЗ на 10 и 5%, соответственно.
Снижение потребления алкоголя и профилактика употребления наркотиков позволят снизить заболеваемость алкоголизмом на 15% и потери от временной нетрудоспособности и инвалидности по заболеваниям общемедицинского профиля, связанными со злоупотреблением алкоголем, на 5%, а также заболеваемость соматическими болезнями, обусловленными токсическими эффектами алкоголя и наркотических веществ, на 25%, обеспечив тем самым уменьшение травматизма на 10 - 15%.
Снижение загрязнения окружающей среды до нормативных требований позволит достичь снижения общей заболеваемости и смертности соответственно на 10 - 15 и 5%.
3. Экономика здоровья
Эконометрический анализ результатов крупных профилактических программ, осуществленных как в нашей стране, так и за рубежом, показывает высокую эффективность ГОиВ в достижении генеральных целей укрепления здоровья. Существенно при этом, что расчеты проводились с учетом всех трех основных критериев: "затраты - эффективность", "затраты - выгода", "затраты - полезность".
Так, реализация межсекторальных программ укрепления здоровья обеспечивает соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как 1 к 7, то есть каждый вложенный рубль экономит обществу 7 рублей из средств, которые необходимо было бы потратить на устранение последствий, вызванных курением, употреблением алкоголя и наркотиков, нерациональным питанием, неправильным сексуальным поведением и т.д.
При осуществлении хорошо спланированных долгосрочных мероприятий по формированию здорового образа жизни в школах, которые направлены на предотвращение курения, профилактику нежелательной беременности, а также СПИДа и болезней, передающихся половым путем, соотношение стоимости затрат и полученной выгоды составляет 1 к 14. Примерно такой же показатель эффективности может быть получен при успешной реализации программ вакцинопрофилактики (например, против кори, эпидемического паротита и краснухи или дифтерии), в которых просветительский и образовательный компонент часто является решающим.
Вторичная профилактика заболеваний также оказывается высокоэффективной. Так, при проведении программы профилактики артериальной гипертензии на промышленных предприятиях в группах активного вмешательства число дополнительно сбереженных лет жизни в расчете на 10000 человек составило 557, причем почти треть из них пришлась на трудоспособный возраст.
4. Основные принципы решения поставленных задач
4.1. Развитие внутрисекторального сотрудничества
На федеральном уровне вся деятельность по ГОиВ, профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения России направляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и его Департаментом госсанэпиднадзора, осуществляющими исполнение своих властных полномочий по отношению к региональным структурам указанной системы. На региональном уровне они представлены Центрами медицинской профилактики, Центрами профилактики и борьбы со СПИДом, Центрами планирования семьи, кабинетами и отделениями медицинской профилактики и кабинетами здорового ребенка лечебно - профилактических учреждений для взрослых и детей субъектов Российской Федерации, а также Центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации.
Головным учреждением этой системы является Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава России, осуществляющий научно-методическое и организационное обеспечение деятельности органов и учреждений здравоохранения, задействованных в этой системе.
Политика и стратегия укрепления здоровья и предупреждения преждевременной смертности, наряду с программами формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний для служб практического здравоохранения и других секторов, разрабатываются федеральными и региональными научными учреждениями профилактической направленности (ФНИИ медицинских проблем формирования здоровья, ГНИЦентр профилактической медицины, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко и др.).
4.1.1. Центры медицинской профилактики
Центры медицинской профилактики (ЦМП) в условиях реформирования здравоохранения должны стать ведущей структурой в работе по ГОиВ, профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения на основе популяционного, группового и индивидуального подходов.
Представляется целесообразным подчинить ЦМП непосредственно руководителю органа управления здравоохранением региона или его заместителю.
Региональные ЦМП организуют работу учреждений здравоохранения и координацию деятельности других ведомств и организаций по вопросам ГОиВ, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, в том числе в рамках региональных целевых программ укрепления здоровья, через внутри- и межсекторальные координационные советы при органах управления здравоохранением региона.
ЦМП ввиду особенностей своей структуры могут выступать организаторами обучения принципам и методам ГОиВ, профилактики заболеваний и укрепления здоровья как среди медицинских работников (до- и последипломная подготовка), так и работников других секторов.
4.1.2. Центры Госсанэпиднадзора
В течение ряда лет Центры госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) накопили богатейший опыт по сбору информации, а также анализу состояния здоровья и среды обитания. На современном этапе важно использовать их опыт по разработке комплекса профилактических мер, включая разработку политики и стратегии профилактики инфекционных заболеваний с подключением к этой работе различных структур, а также их образовательную деятельность.
При этом ЦГСЭН должны:
- иметь в своем распоряжении методические разработки по этой проблеме;
- ввести в штаты специалистов в области ГОиВ, а также проводить обучающие курсы и семинары для имеющихся специалистов на всех уровнях.
4.1.3. Участковая (семейная) служба
Развитие семейной медицины в России может в значительной степени способствовать решению проблемы расширения профилактической направленности в деятельности первичного звена здравоохранения. Поэтому необходимо поощрять и поддерживать общепрактикующих и семейных врачей. В этой связи необходимо принимать меры к правильному их использованию, своевременному лицензированию указанной деятельности, что позволит существенно ускорить создание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей эффективную реализацию усилий в области ГОиВ, профилактики заболеваний и укрепления здоровья на местном уровне.
Первичная медико-санитарная помощь должна занять свое место в изменении образа жизни индивида и семьи, населения в целом. Усилия врачей и средних медицинских работников при этом должны быть направлены не только на изменение индивидуального поведения человека, но и ориентированы на снижение действия неблагоприятных социальных факторов, улучшение условий жизни и оздоровление внешней среды. Для этого необходимы разработка и внедрение соответствующих программ подготовки среднего медицинского персонала и семейных врачей (врачей общей практики).
Самыми главными компонентами первичной медико-санитарной помощи являются - обучение пациентов основным принципам сохранения и укрепления здоровья в широком смысле этого слова, мерам личной и общественной первичной профилактики основных заболеваний, в том числе обучению рациональному питанию, соблюдению санитарно - эпидемиологического благополучия, а также соответствующие лечение и вторичная профилактика имеющихся заболеваний, включая оказание медикаментозной помощи.
4.2. Развитие межсекторального сотрудничества
Межсекторальное сотрудничество обеспечивает формирование коалиции между различными секторами общества. В этом случае партнерами органов и учреждений здравоохранения могут быть органы законодательной и исполнительной властей регионов, департаменты образования, социальной защиты, культуры и спорта, управления внутренних дел, предприятия и организации и т.д.
Политическая и организационная поддержка является необходимой для осуществления долгосрочных профилактических программ. Для того, чтобы политики и лица, принимающие решения, были заинтересованы в поддержке таких программ, их нужно убедить в том, что:
- основные проблемы здравоохранения можно решить путем проведения профилактики заболеваний и реализации стратегии укрепления здоровья;
- первичная профилактика - реальный путь повышения эффективности системы здравоохранения в условиях ограниченного объема ресурсов;
- при обеспечении дополнительного финансирования, а также выделении средств на профилактику отдельной строкой в бюджете здравоохранения можно добиться значительных успехов в сохранении здоровья населения.
Для этого необходимо привлечь к профилактической деятельности и получить поддержку со стороны лиц, принимающих решения, в том числе Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органах и подведомственных им организациях и учреждениях, общественных организациях, а также проводить широкие кампании по минимизации факторов риска заболеваний с привлечением СМИ различных уровней, работников здравоохранения и партнеров по межсекторальному сотрудничеству.
Для координации работы в регионах должны быть организованы внутрисекторальные и межсекторальные координационные советы. На федеральном уровне целесообразно создание Межведомственного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, обеспечивающего:
- разработку научно обоснованной политики и стратегии в области ГОиВ, профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
- координацию усилий всех заинтересованных структур на различных уровнях;
- проведение исследований, направленных на развитие стратегии укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
- оказание консультативной помощи регионам в разработке и реализации профилактических программ.
Целесообразно также создание на федеральном уровне медицинского журнала "Укрепление здоровья и профилактика заболеваний".
5. Определение потребностей в осуществлении
эффективных программ гигиенического обучения
и воспитания, профилактики заболеваний
и укрепления здоровья
Определение потребностей должно стать обязательным шагом при создании профилактических программ любого уровня. Только в этом случае возможно принятие правильных управленческих решений, планирование и оценка последующих вмешательств.
Главным инструментом для оценки нужд территорий в укреплении здоровья являются методы эпидемиологической статистики, эпидемиологических и социально-гигиенических исследований целевых групп населения.
Функцию мониторирования факторов риска могут выполнять Центры госсанэпиднадзора, способные организовать выборочные исследования репрезентативных групп населения, представляющих особый интерес (дети дошкольного и школьного возраста, молодежь, женщины детородного возраста и т.п.), для оценки динамики здоровья.
Потребности в профилактике для однородных по каким-либо характеристикам (демографическим, социальным, поведенческим) групп определяются путем социологических исследований, проведение которых могут взять на себя Центры медицинской профилактики в сотрудничестве с заинтересованными учреждениями. В результате этих исследований выявляется отношение населения к своему здоровью, определяются приоритетные проблемы, связанные со здоровьем, уровень информированности населения в отношении факторов риска заболеваний, степень овладения умениями и навыками ЗОЖ, удовлетворенность медицинской помощью, ее качеством и доступностью и т.д.
Использование этой информации даст возможность органам здравоохранения стать лидерами и правильно организовать работу по реализации программ ГОиВ, профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
6. Гигиеническое обучение и воспитание населения
Информирование и обучение осуществляется по трем направлениям: образование широких слоев населения через СМИ, групповые занятия и использование индивидуальных методов и средств.
При этом центральным СМИ отводится одна из ключевых позиций в сохранении и укреплении здоровья населения.
Следует разработать организационно-методические подходы для осуществления пропагандистских и общеобразовательных кампаний по основным аспектам формирования ЗОЖ для различных регионов страны.
Необходимо создать в федеральных учреждениях профилактической направленности информационные подразделения для организации и регулярного проведения пресс-конференций с целью информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке, наличии профилактических программ и путях их реализации, методах профилактики заболеваний и формирования ЗОЖ.
Следует шире использовать методы социальной мобилизации и организации населения для осуществления профилактических кампаний или мероприятий.
Параллельно необходимо развивать социальную инфраструктуру, чтобы создать условия, облегчающие выбор ЗОЖ для населения.
Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации с привлечением других федеральных органов исполнительной власти разработать межведомственную Программу "Укрепление здоровья в школе", а также способствовать разработке и реализации аналогичных региональных программ школьного здравоохранения.
Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству труда и социального развития Российской Федерации необходимо обеспечить разработку программ профилактики заболеваний и укрепления здоровья граждан на рабочих местах.
Требует повышения качества гигиеническая подготовка и обучение декретированных контингентов.
Необходимо также обеспечить обучение методам оказания первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев, отравлений и травм сотрудников милиции, Госавтоинспекции, пожарной охраны, МЧС и участников дорожного движения.
Следует разработать и осуществить медико-гигиеническую паспортизацию населения, законодательно закрепить введение и порядок заполнения индивидуального "Паспорта здоровья".
7. Образование работников здравоохранения в области
гигиенического обучения и воспитания, профилактики
заболеваний и укрепления здоровья
Главной целью этого раздела деятельности должно стать создание системы непрерывного образования в рамках существующей системы подготовки медицинских работников разного уровня.
Такая система должна охватывать обучение студентов медицинских ВУЗов и средних учебных медицинских заведений, преподавателей и врачей, обучающихся в интернатуре, ординатуре, аспирантуре, ФУВах и в ГИДУВах, а также средних медицинских работников, и прежде всего первичного звена здравоохранения, при специализации и переквалификации.
Для этого необходимо:
- предусмотреть создание соответствующих кафедр или курсов в медицинских институтах и учебных заведениях последипломного образования;
- подготовить кадры для преподавания в ВУЗах и других медицинских учреждениях;
- предусмотреть в учебных планах по подготовке специалистов всех уровней учебные часы на проведение занятий по теме: "Гигиеническое обучение и воспитание, профилактика заболеваний и укрепление здоровья", введя экзаменационный контроль знаний, а также обучение непосредственно на рабочих местах (без отрыва от производства).
8. Законодательство и нормативная база
Несмотря на то, что приоритет профилактических мер в обеспечении здоровья закреплен Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и регламентирован ст. 26 "Гигиеническое воспитание и образование граждан" Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", совершенно очевидна потребность в создании ряда подзаконных и нормативных актов в развитие этих документов, которые определяли бы механизмы их реализации.
Следует внести в Федеральные законы "О рекламе" и "О средствах массовой информации" положение о штрафных санкциях при размещении в СМИ рекламы вредной для здоровья населения продукции (табак, алкоголь и др.) с отчислением изымаемых сумм на профилактическую деятельность.
Для успешного проведения медицинскими учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации работы по ГОиВ, медицинской профилактики и укреплению здоровья необходимо расширить нормативную базу, разработав ряд организационно - распорядительных документов, регламентирующих:
- включение в функциональные обязанности врачей всех специальностей вопросов ГОиВ, профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения;
- включение в базовую программу обязательного медицинского страхования населения профилактических мероприятий, в том числе гигиенического обучения и воспитания;
- восстановление в статистических формах отчетности лечебно - профилактических учреждений показателей деятельности специалистов по данной проблеме.
Необходимо разработать стандарты качества профилактической работы по специализации "врач общей практики" (семейный врач).
Кроме того, необходимо обеспечить лицензирование медицинской деятельности по виду: "Профилактическая работа с населением" (в соответствии с пунктом 1.14 "Обязательная медицинская деятельность" приложения № 1 к Приказу МЗ МП РФ от 01.07.96 № 270) Центров медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений.
9. Мониторирование и оценка эффективности деятельности
по гигиеническому обучению и воспитанию, профилактике
заболеваний и укреплению здоровья
Для успешного планирования, реализации и оценки эффективности профилактических мероприятий необходимо проведение мониторинга наиболее распространенных неинфекционных заболеваний (заболеваемость и смертность), а также факторов, обусловливающих эти заболевания.
Такой мониторинг может быть осуществлен в рамках создаваемой системы социально-гигиенического мониторинга (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге").
Нуждается в разработке также система оценки эффективности профилактической деятельности учреждений здравоохранения и мер по укреплению здоровья, в первую очередь на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи.
10. Проведение научных исследований
Для успешного осуществления программ по укреплению здоровья и профилактике заболеваний необходимо продолжение многоаспектных исследований по ГОиВ, эпидемиологии и профилактике заболеваний. Этому способствует осуществление международных, федеральных и региональных демонстрационных проектов, обеспечивающих условия для формирования практических навыков и создания моделей, а также разработки новых методов и средств ГОиВ, профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний и укрепления здоровья, которые пригодны для широкого использования.
11. Международное сотрудничество
В деятельности по ГОиВ, профилактике заболеваний и укреплению здоровья принципиально важную роль играет международное сотрудничество. Оно касается в первую очередь участия сторон в осуществлении крупных совместных проектов в рамках приоритетного направления "Санитарное просвещение и укрепление здоровья" Комитета по здравоохранению совместной российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству (Комиссия Черномырдина - Гора); в профилактических и исследовательских программах Центров по контролю и профилактике заболеваний и Национального института здоровья США; в проектах ВОЗ "Глобальная инициатива по укреплению здоровья в школе" и "Создание Всемирной сети укрепления здоровья в мега - странах"; в Программах ЕРБ ВОЗ "Европейская сеть школ укрепления здоровья", "Здоровые города", "Европа, свободная от табака" и ряде других проектов и инициатив.
Для расширения участия России в указанных международных проектах необходимо создание национальных центров поддержки совместных программ и центров, сотрудничающих с ВОЗ, а также расширение сотрудничества Российской Федерации с Международным союзом укрепления здоровья и санитарного просвещения - авторитетнейшей неправительственной организацией, в состав Совета директоров которой входит и представитель России.