РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНЗДРАВА РФ
"О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ В 2000 Г."
(ПРОТОКОЛ ОТ 15.02.2000 № 3)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
ПРОТОКОЛ
15 февраля 2000 г.
№ 3
О САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МЕРАХ ПО ЕЕ СТАБИЛИЗАЦИИ В 2000 Г.
Коллегия отмечает, что в результате проводимой Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Государственной санитарно - эпидемиологической службой работы по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения санитарно - эпидемиологическая обстановка в стране в целом в минувшем году оставалась стабильной.
В 1999 году зарегистрировано 35,5 млн. инфекционных заболеваний против 32 млн. в 1998 году, что связано, прежде всего с более выраженной эпидемией гриппа.
В целях снижения инфекционной заболеваемости осуществлен ряд организационных и практических мероприятий. Существенно укрепилась законодательная база. Приняты Федеральные Законы "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов". По инициативе Минздрава России Правительством Российской Федерации приняты три Постановления, направленные на охрану здоровья населения. Минздравом России издано 19 организационно - распорядительных документов в этой области.
Вопросы профилактики заболеваний были рассмотрены на 8 заседаниях Коллегий, комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения. Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа " Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999 - 2005 годах".
Значительно улучшилось финансирование Федеральных целевых программ "Вакцинопрофилактика", "АнтиВИЧ/СПИД", "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", что позволило возобновить научные исследования по проблеме вакцинопрофилактики, закупить оборудование и авторефрижераторы для создания надлежащих условий транспортировки и хранения вакцин, ускорить реконструкцию предприятий по их производству, приобрести для лечебно - профилактических учреждений медицинское оборудование и препараты для диагностики и лечения туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Впервые за последние годы Минздравом России осуществлены централизованные закупки препаратов для профилактики и лечения малярии.
--> примечание.
Постановления Правительства РФ от 11.06.1998 № 582, от 30.10.1998 № 1260 утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.11.2001 № 790, которым утверждена Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера".
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято 20 Постановлений, направленных на профилактику и снижение заболеваемости населения, утверждено 27 федеральных санитарных правил и методических указаний.
Значительно возросло число субъектов Российской Федерации, в которых приняты законодательные акты, разработаны и реализуются региональные программы в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Усилена работа по увеличению охвата населения профилактическими прививками. В большинстве регионов охват иммунизацией детей в установленные Национальным календарем прививок сроки достиг 90-95%. Начата вакцинация детей против гепатита В вакциной, закупленной за счет средств федерального бюджета. В рамках Национальных дней иммунизации против полиомиелита привито свыше 99% детей до 3-х лет, в осенний период в Северо - Кавказском регионе проведена дополнительная иммунизация детей в возрасте до 5-ти лет.
Все это позволило добиться в 1999 году снижения заболеваемости дифтерией на 39%, эпидемическим паротитом - 50%, коклюшем - 20%. Не регистрировались заболевания полиомиелитом, вызванные "диким" вирусом.
В 1999 году достигнуто также снижение заболеваемости вирусным гепатитом А и брюшным тифом на 10%, туляремией-25%, бруцеллезом - 20%, сифилисом - 20%, малярией - 27%.
Вместе с тем, в минувшем году произошел рост заболеваемости по 20 нозологическим формам, в том числе гриппом на 61%, дизентерией 89%, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в 2 раза, клещевым энцефалитом на 32%, вирусным гепатитом С-65%, вирусным гепатитом В-21%, краснухой - 35%. На фоне низкого уровня иммунитета у населения активизировалась циркуляция менингококка серогруппы С.
При высоком охвате детей первичной вакцинацией в ряде субъектов Российской Федерации не выполняются приказы Минздрава России о своевременном проведении ревакцинации по эпидпоказаниям против кори и эпидемического паротита. Вследствие этого в Республиках Башкортостан, Ингушетия, Карелия, Владимирской, Камчатской, Самарской областях и Ямало - Ненецком автономном округе показатели заболеваемости эпидемическим паротитом в 3-9 раз выше среднефедерального, а в Республиках Бурятия, Мордовия, Калмыкия, Ставропольском и Красноярском краях, Эвенкийском автономном округе показатели заболеваемости корью в 3-6 раз выше, чем в целом по стране.
Несмотря на то, что в 1999 году в Российской Федерации зарегистрировано свыше 597 тысяч случаев заболевания краснухой и прививки против этой инфекции включены в Национальный календарь, Минздравом России не была закуплена вакцина для федеральных нужд.
Низкими темпами ведется разработка и внедрение в практику отечественной краснушной вакцины, коклюшной бесклеточной вакцины, комплексных вакцин против менингита группы А+В+С, АКДС + гепатит В, АКДС+Hib. В стране фактически отсутствуют предприятия, соответствующие современным требованиям, имеются лишь отдельные участки, на которых условия производства приближены к требованиям GMP.
В 1999 году в стране зарегистрировано свыше 800 тысяч заболеваний острыми кишечными инфекциями, что на 33% больше по сравнению с 1998 годом. Это свидетельствует об ослаблении внимания к этим инфекциям со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, недостаточной эффективности государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Низким остается уровень этиологической расшифровки этих инфекций, число острых кишечных заболеваний с не установленным возбудителем составляет свыше 50%. У 60% детей первого года жизни, умерших от острых кишечных инфекций, этиология не установлена. В значительной степени это связано со слабой материально - технической базой лабораторных подразделений лечебно - профилактических учреждений, медленным внедрением современных диагностических препаратов.
В 1999 году зарегистрировано 132 вспышки острых кишечных инфекций с числом пострадавших 8361 человек (1998 г. - 80 вспышек, 3740 пострадавших).
По-прежнему острой остается проблема обеспечения доброкачественной питьевой водой. Свыше 9% проб ее не соответствуют стандартам по микробиологическим и более 25% по санитарным показателям и химическому составу. В результате крайне неудовлетворительного состояния водопроводных и канализационных сетей количество аварий на них ежегодно возрастает, что приводит к возникновению вспышек кишечных инфекций. В 1999 году зарегистрировано 32 водных вспышки с числом пострадавших 2840 человек (1998 год - 15 вспышек, 1275 пострадавших). Особенно тяжелое положение сложилось в Приморском крае, где в минувшем году имели место крупные водные вспышки вирусного гепатита А и дизентерии. Санитарно - эпидемиологическая служба, зная о крайне неудовлетворительном состоянии водопроводных и канализационных сетей и резком ухудшении качества питьевой воды, не приняла должных мер по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Серьезные недостатки в организации санитарной охраны территории и несвоевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий привели к завозу из КНР холеры и дальнейшему ее распространению в Приморском крае и Сахалинской области, где зарегистрировано 38 больных и 16 вибриононосителей.
В 1999 году значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции, особенно в г. Москве, Московской и Иркутской областях. За этот период зарегистрировано 15 674 новых случаев, что в 3,9 раза больше чем в 1998 году. Всего на 1 января 2000 года в стране зарегистрировано 26624 ВИЧ-инфицированных, из них заболело СПИДом 383 человека, умерло 267 человек. Более 90% вновь выявленных в минувшем году ВИЧ-инфицированных составляют лица, употребляющие наркотики внутривенно. Такое положение обусловлено продолжающимся распространением наркомании, снижением нравственного уровня, распространенностью рискованного сексуального поведения среди молодежи. Несмотря на значительное усиление работы по профилактике ВИЧ-инфекции, в том числе в рамках реализации федеральной и региональных программ "Анти ВИЧ/СПИД", продолжают иметь место серьезные недостатки в работе с группами высокого риска заражения, недостаточно используются средства массовой информации для информирования и обучения населения способам и методам предупреждения заражения этой инфекцией.
В силу указанных причин происходит так же рост заболеваемости вирусными гепатитами В и С.
В Республике Тыва, городах Москве и Санкт - Петербурге, Иркутской, Свердловской, Челябинской и Ульяновской областях, Ханты - Мансийском автономном округе показатель заболеваемости гепатитом В достигает 62-93, а в Самарской области - 137 на 100 тыс. населения при среднефедеральном показателе 43. Закупки за счет средств федерального бюджета вакцины против гепатита В дают возможность привить лишь треть новорожденных.
Вместе с тем, в связи с имеющимися недостатками в дезинфекции и стерилизации, соблюдении противоэпидемического режима продолжается заражение парентеральными вирусными гепатитами в лечебно - профилактических учреждениях. Только в объединенной городской клинической больнице № 40 г. Нижнего Новгорода зарегистрировано в 1999 году 5 больных.
По данным официальной статистики в Российской Федерации ежегодно регистрируется от 50 до 60 тысяч случаев внутрибольничного инфицирования, при этом учет этих заболеваний почти повсеместно осуществляется на низком уровне. Около половины заболеваний регистрируется в родовспомогательных учреждениях. Наряду с этим, крайне редко выявляются случаи внутрибольничного инфицирования в урологических, хирургических стационарах. Практически не выявляются послеоперационные осложнения в лечебно - профилактических учреждениях республики Хакасия, Камчатской, Магаданской, Самарской и Тверской областей.
В 1999 году произошла активизация природных очагов геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), клещевого энцефалита, а так же крымской геморрагической лихорадки и лихорадки Западного Нила.
Особенно значительный рост заболеваемости ГЛПС произошел в республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртии, Оренбургской, Самарской, Саратовской и Пензенской областях. Это свидетельствует о том, что органы управления здравоохранением и центры госсанэпиднадзора указанных субъектов Российской Федерации не организовали выполнение решения санитарно - противоэпидемической комиссии Российской Федерации "Об усилении мероприятий по профилактике ГЛПС". Мероприятия по подавлению численности грызунов в природных очагах ГЛПС, создание дератизационных отрядов, информационно - разъяснительная работа среди населения о профилактике этой инфекции проводились несвоевременно и в недостаточном объеме.
Органы управления здравоохранением Ростовской и Волгоградской областей в период возникновения вспышек крымской геморрагической лихорадки и лихорадки Западного Нила не обеспечили своевременную диагностику и лечение больных.
Продолжается рост заболеваемости клещевым энцефалитом. Крайне неблагополучная эпидемическая обстановка отмечается в Республике Удмуртия, Красноярском крае, Курганской, Пермской, Томской, Тюменской областях и Коми - Пермяцком автономном округе, где показатели заболеваемости 32-53 на 100 тыс. населения. Органы здравоохранения и центры госсанэпиднадзора в указанных субъектах Российской Федерации по-прежнему не принимают должных мер по увеличению охвата населения профилактическими прививками, практически повсеместно в летний период отмечался дефицит иммуноглобулина для лечения больных и профилактики этой инфекции.
Несмотря на снижение числа завозных случаев заболеваний малярией, увеличилось число краев и областей, где возобновилась передача трехдневной малярии. В Республике Карачаево - Черкессия , Краснодарском крае, Волгоградской, Курганской, Московской, Нижегородской и Саратовской областях зарегистрирован 71 местный случай малярии. Истребительные мероприятия по борьбе с комарами осуществляются в крайне ограниченных объемах.
В 1999 году центрами госсанэпиднадзора усилен контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Увеличилось количество лабораторных исследований продовольствия, возросло количество штрафных санкций за нарушение санитарных норм и правил при производстве и обороте пищевых продуктов. Вместе с тем, за 9 месяцев 1999 года зарегистрирован 241 случай пищевых отравлений с числом пострадавших 2599 человек. Это свидетельствует о низкой ответственности производителей продуктов питания за качество выпускаемой продукции и недостаточной требовательности к ним со стороны государственной санитарно - эпидемиологической службы за соблюдением надлежащих условий производства, организацией производственного контроля, выполнением санитарных правил на предприятиях.
В большинстве субъектов Российской Федерации до настоящего времени не выполняется Постановление Правительства Российской Федерации в части обеспечения населения йодированной солью и продуктами питания, обогащенными микронутриентами.
В 1999 году радиационная обстановка в Российской Федерации практически не изменилась. Отсутствовали серьезные инциденты с утерей контроля за источниками ионизирующего излучения.
В соответствие с решением коллегии Минздрава России от 09.03.99 проведена оценка накопленных доз излучения Уральского региона в зоне неблагоприятного влияния ПО "Маяк". Это позволило составить перечень населенных пунктов, жители которых получают повышенные дозы облучения, и утвердить его Постановлением Правительством Российской Федерации. Проведена радиационно - гигиеническая паспортизация организаций, использующих источники ионизирующего излучения, и территорий.
В условиях обострения экономических и социальных проблем развития страны терроризм и преступность создают дополнительную угрозу здоровью и санитарно - эпидемиологическому благополучию населения. Создание системы противодействия террористическим акциям требует совершенствания организационного обеспечения и повышения готовности органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы России.
Коллегия решила:
1. Считать основными задачами по стабилизации санитарно - эпидемиологической обстановки в Российской Федерации:
осуществление организационных и практических мероприятий по разработке и внедрению нормативно - правовой базы в соответствии с Федеральными законами "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
дальнейшее развитие законодательной базы в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия на региональном уровне:
реализацию федеральных и региональных программ, направленных на профилактику и борьбу с инфекционными заболеваниями;
совершенствование системы вакцинопрофилактики населения;
осуществление комплекса мероприятий поэтапной подготовки к сертификации субъектов Российской Федерации, свободных от полиомиелита;
снижение заболеваемости эпидемическим паротитом до 30-35, коклюшем 10 - 12 на 100000 населения, стабилизацию на уровне спорадических случаев заболеваемости дифтерией и корью;
проведение совместно с Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями мероприятий по ограничению распространения ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, связанных с внутривенным введением наркотических средств;
реализацию мероприятий по профилактике йод - дефицитных состояний.
2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.).
2.1. Подготовить:
Проект письма руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о санитарно - эпидемиологической обстановке в стране и приоритетных задачах по ее стабилизации в 2000 году.
Срок - март 2000 года
Материалы к заседанию санитарно - противоэпидемической комиссии Правительства Российской Федерации по вопросу " О серьезных недостатках в обеспечении населения Приморского края питьевой водой и неотложных мерах профилактики кишечных инфекций".
Срок - март 2000 года
Материалы к заседанию Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения по вопросу "О состоянии заболеваемости природно - очаговыми инфекциями вирусной этиологии и мерах по их профилактике".
Срок - май 2000 года
Государственный доклад "О санитарно - эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1999 году.
Срок - август 2000 года
2.2. Подготовить и утвердить:
СанПиН "Вакцинопрофилактика".
Срок - декабрь 2000 года
Методические указания по микробиологическому и паразитологическому контролю качества питьевой воды;
Срок -июнь 2000 года
Методические указания по оценке доз облучения щитовидной железы населения, проживающего на радиоактивно - загрязненной территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
Срок - сентябрь 2000года
Положение "О зоне защитных мероприятий вокруг объектов по уничтожению химического оружия".
Срок - декабрь 2000 года
2.3. Завершить работу по сертификации территорий Российской Федерации свободных от полиомиелита.
Срок - декабрь 2000 года
2.4. Провести региональные рабочие совещания о мерах по реализации Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" .
2.5. Сформировать базу данных по дифференцированным показателям второго этапа ведения социально - гигиенического мониторинга и на этой основе провести анализ и гигиеническое ранжирование субъектов Российской Федерации по уровню воздействия вредных факторов на здоровье населения.
Срок - ноябрь 2000 года
2.6. Подготовить материалы для рассмотрения на заседании коллегии Минздрава России вопроса о перспективах расширения научных исследований и производства медицинских иммунобиологических препаратов и улучшению обеспечения ими учреждений здравоохранения.
Срок - июнь 2000 года
2.7. Провести анализ деятельности учреждений госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации по разработке законодательных и нормативных актов по улучшению санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Срок - ноябрь 2000 года
2.8. Подготовить предложения по организации производства комплексных вакцин против менингококка группы А+С и АКДС+гепатит В.
Срок - октябрь 2000 года
2.9. Продолжить работу по реализации комплекса мероприятий, направленных на усиление государственного санитарно - эпидемиологического надзора за объектами жизнеобеспечения и повышенной экологической опасности, усиление их антитеррористической защищенности и повышение эффективности мер по противодействию террористическим акциям.
Срок - декабрь 2000 года
3. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) провести организационную работу по проведению "подчищающей" иммунизации детей против полиомиелита в Северо - Кавказском регионе.
Срок - апрель-май 2000 года
4. Управлению организации обеспечения лекарствами и медицинской техникой (Подгорбунских Н.И.), Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Департаменту экономики здравоохранения (Сафонкина Л.В.) провести конкурсные торги для закупки вакцины против краснухи за счет средств федерального бюджета.
Срок - апрель 2000 года
5. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.). Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.):
5.1.Провести анализ деятельности органов и учреждений здравоохранения, центров госсанэпиднадзора по профилактике гриппа в 1999 - 2000 годах и подготовить предложения по улучшению этой работы.
Срок - август 2000 года
5.2. Сформировать систему постоянного информирования населения о способах и методах предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией, и парентеральными вирусными гепатитами.
Срок - до 1 декабря 2000 года
5.3. Подготовить предложения по реализации концепции профилактике внутрибольничных инфекций.
Срок - до 1 мая 2000 года
6. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главным врачам центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации:
6.1. Рассмотреть на совместных заседаниях коллегий вопрос о санитарно - эпидемиологической обстановке в 1999 году и по итогам внести на рассмотрение санитарно - противоэпидемических комиссий конкретные предложения по ее стабилизации в текущем году.
Срок - до 1 мая 2000 года
6.2. Рассмотреть причины низкого уровня этиологической расшифровки острых кишечных инфекций и по результатам принять действенные меры по улучшению бактериологической диагностики.
Срок - до 1 июня 2000 года
6.3. Обеспечить действенный эпиднадзор за внутрибольничными инфекциями, обратив особое внимание на своевременное выявление этих инфекций в первую очередь стационарах хирургического и урологического профиля.
Срок - декабрь 2000 года
6.4. Проанализировать итоги радиационно - гигиенической паспортизации объектов, использующих источники ионизирующего излучения. Принять меры по обеспечению радиационной безопасности на объектах, где были выявлены недостатки и нарушения.
Срок - до 1 мая 2000 года
7. Руководителям органов здравоохранения, главным врачам центров госсанэпиднадзора Северо - Кавказского региона провести "подчищающую" иммунизацию детей против полиомиелита.
Срок - апрель - май 2000 года
8. Руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам центров госсанэпиднадзора в Республиках Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Карелия, Мордовия, Ставропольском и Красноярском краях, Владимирской, Камчатской и Самарской областях организовать и провести ревакцинацию по эпидпоказаниям против кори, эпидемического паротита.
Срок - до декабря 2000 года
9. Руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам центров госсанэпиднадзора в Поволжском, Уральском, Сибирском, Западно - Сибирском и Восточно - Сибирском регионах внести предложения в органы исполнительной власти о проведении комплекса организационных и практических мероприятий направленных на профилактику клещевого энцефалита и ГЛПС.
Срок - апрель 2000 года
10. Контроль за выполнением данного решения оставляю за собой.
За председателя Коллегии
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федераций
Г.Г.ОНИЩЕНКО