<ПИСЬМО> МИНЗДРАВА РФ ОТ 15.03.2002 № 2510/2427-02-32
<О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БЕСПРИЗОРНЫМ И БЕЗНАДЗОРНЫМ ДЕТЯМ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 14.07.2003 № 306, отменившего Приказ Минздрава России от 07.02.2002 № 47.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
15 марта 2002 г.
№ 2510/2427-02-32
Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет инструктивно-методические материалы по реализации приказа Минздрава России от 07.02.02 № 47 "О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям".
Приложение: 1. Информационное письмо "О работе детской
поликлиники с социально-неблагополучными семьями" - 2 л.
2. Рекомендованные схемы оказания медицинской помощи детям
при психических и поведенческих расстройствах, вызванных
употреблением ПАВ" - 14 л.
3. Пояснение к схеме обследования беспризорных детей и
подростков на различных этапах оказания медицинской помощи для
выявления психических и поведенческих расстройств - 2 л.
4. Пояснения к схеме обследования беспризорных и безнадзорных
детей при поступлении в лечебно-профилактические учреждения, в
части выявления наркологических заболеваний - на 1 л.
5. Схема еженедельного отчета - на 1 л.
6. Схема ежемесячного отчета - на 2 л.
Заместитель Министра
О.В.ШАРАПОВА
Приложение № 1
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
О РАБОТЕ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
К числу мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, важная роль должна отводиться работе с социально-неблагополучными семьями, профилактике социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей.
К социально-неблагополучным семьями относятся полные и неполные семьи, в которых один или оба родителя злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни, страдают психическими заболеваниями; семьи одиноких матерей, проживающих в неудовлетворительных материально-бытовых условиях в неблагоприятной социально-психологической среде, семьи от ранних браков и т.д.
Рождение и воспитание детей в таких семьях влечет за собой целый ряд социально-гигиенических последствий, среди которых можно выделить нарушение прав детей на охрану жизни и здоровья, повышенную заболеваемость и смертность, жестокое обращение в семье и как исход - социальное сиротство, детская беспризорность и безнадзорность, и т.д.
Для выявления социально-неблагополучных семей необходим тесный контакт участковой службы, детских поликлиник с органами внутренних дел, социальной защиты населения и образования.
С этими семьями должна проводиться санитарно-просветительная работа в единой системе взрослой и детской поликлиник, женской консультации.
Дети из социально-неблагополучных семей должны выделяться в лечебно-профилактических учреждениях в группу "Социального риска".
Анализ причин смерти детей дошкольного и школьного возрастов показывает, что уже в возрасте 5-9 лет, ведущими причинами (69%) являются травмы, отравления, убийства, самоубийства и другие внешние причины (3331 на 100000 детей данного возраста).
В структуре причин смерти детей подросткового возраста внешние причины составляют уже 84% (122,4 на 100000 подростков). Почти в 100% случаев - это вина семьи, как правило, неблагополучной.
К сожалению, мера ответственности родителей указанных семей за состояние здоровья детей, их благополучие - низкая.
Семья (мать, особенно одинокая) должна быть хорошо информирована о своих юридических правах.
После рождения ребенка на 1-й план выступает роль педиатров, медицинских сестер, их целенаправленного патронажа.
Известно, что на здоровье влияют и средовые факторы, а среди них важная роль принадлежит социальному и психологическому климату в семье.
Умелая профилактическая и социально-просветительная работа медицинского персонала повышает уровень знаний семьи о преимуществах здорового образа жизни, способствует улучшению общения матери с ребенком, психологического микроклимата в семье.
При планировании на педиатрическом участке частоты патронажных посещений важно учитывать необходимость более частых визитов в социально-неблагополучные семьи.
Создание отделений медико-социальной помощи в детских поликлиниках наряду с участковой службой позволит:
- осуществлять медико-социальный патронаж в неблагополучных семьях, выявлять в них лиц, особенно детей, имеющих факторы индивидуального и семейного медико-социального риска и нуждающихся в медико-психолого-социальной помощи и правовой защите;
- оказывать индивидуальную непосредственную и опосредованную социально-правовую помощь несовершеннолетним, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством, защитить детей от жестокого обращения и насилия в семье; содействовать социальной адаптации детей в общество при определении в специализированные образовательные учреждения, трудоустройстве и т.д.;
- осуществлять профилактику, выявление и социально-психологическую коррекцию "рисковых" и девиантных форм поведения детей злоупотребления алкоголем, наркомании и токсикомании, табакокурения, суицидальных тенденций, расстройств влечения, бродяжничества;
- осуществлять коррекцию социальной активности и пропаганды рациональной контрацепции, профилактику детской и подростковой проституции, сексуального насилия и эксплуатации;
- предупреждать вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность;
- осуществлять реабилитацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Улучшение информированности населения, внедрение новых технологий формирования устойчивости стереотипов здорового образа жизни, усиление роли детской поликлиники позволит в определенной степени повлиять на профилактику социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, защиту прав и интересов семьи, детей.
Данное письмо ставит целью привлечь внимание органов и учреждений здравоохранения к этому существующему резерву защиты прав детей, усилить поиск форм работы с неблагополучными семьями в зависимости от "группы" социального неблагополучия.
Приложение № 2
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СХЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ,
ВЫЗВАННЫХ УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПАВ
Во исполнение Приказа Минздрава России № 47 от 07.02.02 "О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям" рекомендовано обеспечить оказание наркологической помощи несовершеннолетним с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением ПАВ с учетом реальной ситуации, сложившейся в регионе по обеспечению наркологическими койками детского населения и организационными особенностями функционирования наркологической и психиатрической служб. Несовершеннолетним не достигшим 14-летнего возраста оказывать наркологическую помощь в психиатрических учреждениях, если в регионе отсутствуют койки специально профилированные для соответствующей помощи упомянутому контингенту больных. Детям старше 14-лет помощь оказывается в соответствии со сложившейся ситуацией, в наркологических (психиатрических) учреждениях на основании ранее утвержденных нормативных документов Минздрава России.
Схемы оказания медицинской помощи детям при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением ПАВ подготовлены сотрудниками клинического отделения детской и подростковой наркологии НИИ наркологии МЗ РФ: руководителем отделения, к.м.н. А.В.Надеждиным, старшим научным сотрудником Е.Ю.Тетеновой, научным сотрудником С.Н. Авдеевым.
Главный детский нарколог
Минздрава России, к.м.н.
А.В.НАДЕЖДИН
Приложение № 3
ПОЯСНЕНИЕ К СХЕМЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ
ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ
И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
С целью выявления психических нарушений и поведенческих расстройств у беспризорных детей и подростков, в соответствии с планом дополнительных мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности и в соответствии с приказом Минздрава России № 47 от 07.02.2002 г. "О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям" утверждена схема обследования беспризорных и безнадзорных детей при поступлении в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ). Всех детей, поступивших в ЛПУ в обязательном порядке консультирует детско-подростковый психиатр, а там где функции оказания детской психиатрической помощи возложены на взрослого психиатра - психиатр - взрослый с подготовкой по детской психиатрии, в случаях отсутствия специалистов - психиатров, подготовленных по вопросам психиатрии детско - подросткового возраста - взрослый психиатр с достаточной подготовленностью по общей психопатологии и клинической психиатрии и стажем работы в психиатрии не менее 5 лет. В зависимости от этапа оказания медицинской помощи, необходимо проведение следующих обследований с участием соответствующих специалистов:
1) на этапе обследования в общесоматической многопрофильной больнице - консультации педиатра, окулиста, психолога, невропатолога, офтальмолога, эндокринолога, психиатра; проведение ЭЭГ и ЭХО-ЭГ исследований, при наличии показаний - рентгенография головного мозга, а в особо сложных случаях, при наличии прямых показаний - МРТ-исследование. Обязательно патопсихологическое исследование, включающее тест Векслера, для дополнительной диагностики умственной отсталости, задержки психического развития, либо низкой интеллектуальной нормы. Диагностирование расстройств личности в состоянии декомпенсации, патохарактерологических формирований личности с патологическими формами девиантного поведения, фазных нарушений настроения и депрессивных приступов, эндогенных психических заболеваний в стадии обострения, субпсихотических и психотических симптомокомплексов любого генеза, эпилепсии с судорожными припадками или выраженными расстройствами личности с мнестико-интеллектуальным снижением по эпилептическому типу, резидуально-органических поражений головного мозга с мнестико-интеллектуальным снижением и патологическими формами девиантного поведения, обсессивно-компульсивных и тревожно-фобических расстройств, легких степеней умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, умеренных, тяжелых и глубоких форм умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, несоциализированных выраженных и стойких расстройств поведения любой этиологии, выраженных расстройств психологического (психического) развития, требующих ухода и лечения, определяет направление детей и подростков для дообследования и терапии в психиатрический стационар;
2). на этапе приюта для детей и подростков - консультации педиатра, психиатра, психотерапевта, клинического и социального психолога с проведением психокоррекционной и психотерапевтической работы;
3). на этапе домов-интернатов или детских домов - консультации психиатра, педиатра, клинического психолога, педагога для уточнения степени социально-педагогической запущенности и определения форм обучения с проведением медико-психолого - педагогической и психотерапевтической коррекции.
Для решения первичных диагностических вопросов в отношении психических и наркологических расстройств на этапе многопрофильной общесоматической больницы, учитывая поступление детей и подростков с грубыми формами несоциализированного патологического девиантного поведения и агрессией к персоналу, целесообразно выделить соответствующее отделение в больнице или, обеспечив деятельность его в режиме закрытого отделения. Это потребует комплектацию отделения санитарами (мужчинами), а также введение службы охраны во избежание массовых и одиночных побегов подростков из общесоматических диагностических отделений.
Аналогичные требования должны предъявляться к режиму пребывания детей и подростков в приюте при наличии грубых несоциализированных форм девиантного поведения, агрессии, насилия, склонности к побегам и др.
Главный детский психиатр
Минздрава России, руководитель отделения
психической патологии детского возраста
МНИИ психиатрии
Минздрава России канд. мед. наук
В.М.ВОЛОШИН
Приложение № 4
ПОЯСНЕНИЕ К СХЕМЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ БЕСПРИЗОРНЫХ
И БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ЛЕЧЕБНО -
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, В ЧАСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ
НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
С целью выявления наркологических заболеваний у беспризорных и безнадзорных детей и подростков, в соответствии с планом дополнительных мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности и в соответствии с приказом Минздрава России № 47 от 07.02.2002 г. "О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям" утверждена схема обследования беспризорных и безнадзорных детей при поступлении в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), согласно которой всех детей, поступивших в ЛПУ консультирует врач психиатр-нарколог (подростковый психиатр-нарколог).
На основании объективного и субъективного анамнеза, визуального осмотра, изучения психического состояния несовершеннолетнего, данных параклинических методов исследования устанавливается наличие или отсутствие синдрома зависимости от психоактивных веществ ПАВ (Flx.2) и его осложнений. В случае наличия признаков сформированного синдрома зависимости (согласно МКБ-10), несовершеннолетний нуждается в лечении в специализированном наркологическом (психиатрическом) лечебно-профилактическом учреждении. При наличии острой соматической патологии или ее обострении, требующей интенсивного лечения в условиях стационара общего профиля, курация коморбидной наркологической патологии осуществляется врачом психиатром-наркологом в стационаре общего профиля совместно с врачами других специальностей.
При отсутствии синдрома зависимости от ПАВ, несовершеннолетний может быть направлен в учреждение органов социальной защиты населения. Если имеет место пагубное потребление ПАВ (Flx.l), наблюдение врачом психиатром-наркологом осуществляется по месту пребывания несовершеннолетнего. В сложных и неясных диагностических случаях целесообразно помещение несовершеннолетнего в специализированный наркологический (психиатрический) стационар.
Главный детский нарколог
Минздрава России, к.м.н.
А.В.НАДЕЖДИН
Приложение № 5
СХЕМА ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ОТЧЕТА
1. Количество детей, прошедших через лечебно -
профилактические учреждения:
Всего -
В т.ч. дети до 1 года -
1-3 г. -
4-6 л. -
7-17 л. -
2. Выявлено:
- с инфекционными заболеваниями -
- с наркологическими заболеваниями -
- с психическими заболеваниями -
- с соматическими заболеваниями -
- с другими заболеваниями -
3. Госпитализировано: Отказано
- Всего - Всего -
- В т.ч. - Причина -
- Профиль учреждения
Приложение № 6
СХЕМА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ОТЧЕТА
2. Откуда поступили дети в лечебно - профилактическое
учреждение:
- проживающие в данном регионе -
- из других регионов -
- из стран СНГ -
3. Откуда поступили дети в лечебно - профилактическое
учреждение:
- из учреждений социальной защиты населения (центры,
приюты) -
- из учреждений органов внутренних дел (детские комнаты
милиции) -
- с улицы -
- другое -
4. Количество детей, прошедших через лечебно -
профилактические учреждения:
Всего -
В т.ч. дети до 1 года -
1-3 г. -
4-6 л. -
7-17 л. -
5. В какие учреждения поступили дети:
- муниципальные ЛПУ
- государственные ЛПУ
- количество отделений (коек), выделенных для обслуживания
беспризорных и безнадзорных детей -
6. Проведено лабораторных исследований:
- Всего -
- В т.ч. осмотрено специалистами:
Всего -
Педиатр -
Психиатр -
Дерматовенеролог -
Психиатр - нарколог -
Гинеколог -
7. Выявлено:
- с инфекционными заболеваниями -
- с наркологическими заболеваниями -
- с психическими заболеваниями -
- с соматическими заболеваниями -
- с другими заболеваниями -
8. Госпитализировано: Отказано
- Всего - Всего -
- В т.ч. - Причина -
- Профиль учреждения
9. Длительность пребывания на койке:
инфекционной -
соматической -
психиатрической.
9. Выписаны:
домой -
в учреждения социальной защиты населения -
учреждения системы образования -
другое -
10. Как осуществляется взаимодействие с приютами системы
социальной защиты населения.
11. Организованы ли санпропускники:
Количество -
Где -
Сколько детей прошло через санпропускники -
12. Какие организационные формы оказания медицинской помощи
беспризорным и безнадзорным детям в вашей территории.
13. Проблемы, трудности оказания медицинской помощи
беспризорным и безнадзорным детям.
14. Предложения по оказанию медицинской помощи беспризорным и
безнадзорным детям.